Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
прикладной курс Нормы современного русского языка 11 класс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Пояснительная записка
Программа прикладного курса «Нормы современного русского языка» предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Программа охватывает разделы современного русского языка, представленные в государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, чтобы была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Программа разработана со ссылкой на методический источник в сайте www.nao.kz.
Цели курса:
-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи курса:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
-развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате учащиесы должны знать:
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловыхсферах общения.
Уметь:
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
-извлекать необходимую информацию из различных источников;
-осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-формулировать основную мысль ( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
-анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
-соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловых сферах общения.
-фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
Обучение русскому языку в школе с казахским языком обучения рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Концептуальная новизна курса русского языка в 11 классе состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 11 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно - ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов, разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь
( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Программа курса
Фонетика. Орфоэпия. Графика. (4ч.)
Классификация звуков: гласные и согласные. Классификация согласных звуков. Слог. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Особенности произношения специфических русских сочетаний букв (-ого/ - его, -ци -, жи-, ши-, чт-, чн- и др.) Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных звуков; буквы согласных звуков; звуковое значение букв е, ё, ю, я; функции букв ь,ъ; правила обозначения мягкости согласных.
Лексика. Фразеология.(5ч.)
Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Толковые словари русского языка. Тематические группы слов русского языка. Фразеологизмы и их значение. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Пословицы и поговорки как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Толковый словарь. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари);
Морфемика. Словообразование. (3ч.)
Состав слова. Основа слова и окончание. Корень слова и его варианты. Однокоренные слова. Приставка и ее варианты. Суффикс и его варианты. Окончание. Сложные слова. Сложносокращенные слова и их употребление в речи. Случаи чередований в корневых и аффиксальных морфемах. Роль словообразования в развитии лексического состава. Новые слова и формы слова. Словообразующие морфемы. Способы образования слов.
Морфология. Орфография. (12ч.)
Лексическое и грамматическое значения слов. Части речи в русском языке. Определение принадлежности слова к определенной части речи. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие.
Орфограмма. Орфографическое правило. Звукобуквенные написания. Принципы обозначения на письме звуков. Правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов. Нормы правописания аффиксов. Написание ь и ъ в частях и между частями слова. Правила употреблениея прописных и строчных букв. Перенос слов. Правописание частей речи.
Синтаксис. Пунктуация. (6ч.)
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое и сложное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы как средства связи частей сложносочиненного предложения.Типы сложносочиненных предложений. Сложноподчиненное предложение (СПП).Подчинительные союзы как средства связи частей СПП. Типы СПП. Бессоюзное предложение (БСП). Типы бессоюзных предложений.
Текст.(3ч.)
Текст как высказывание.Основные характеристики текста: тема и основная мысль; средства связи предложений; план текста.
Стили речи (Речь книжная и разговорная; разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства). Особенности разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей речи.Типы речи.Повествование, описание, рассуждение. Особенности типов речи (композиция, языковые средства). Описание человека, предмета, места. Повествование информативное. Рассуждение: доказательство, объяснение.
Календарно-тематическое планирование прикладного курса
«Нормы современного русского языка»
№ |
тема урока |
кол-во часов |
срок проведения |
ресурсы |
|
Фонетика. Орфоэпия.Графика |
4ч. |
|
|
1. |
Фонетический строй русского языка |
1 |
|
дидактический материал |
2. |
Ударение. Нормы произношения гласных и согласных. |
1 |
|
составление опорного конспекта |
3. |
Орфоэпические нормы русского литературного языка. |
1 |
|
дидактический материал |
4. |
Оформление звуков на письме соответственно звукам русской графики |
1 |
|
дидактический материал |
|
Лексика. Фразеология. |
5ч. |
|
|
5. |
Лексическое значение слова. |
1 |
|
дидактический материал |
6. |
Переносное значение слова, тропы. |
1 |
|
дидактический материал |
7. |
Употребление фразеологизмов, их роль в речи. |
1 |
|
дидактический материал |
8. |
Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидность фразеологизмов. |
1 |
|
анализ текстов |
9. |
Лексикография. Виды словарей. |
1 |
|
дидактический материал |
|
Морфемика. Словообразование. |
3ч. |
|
|
10. |
Образование слов. Способы словообразования. |
1 |
|
дидактический материал |
11. |
Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи. |
1 |
|
дидактический материал |
12. |
Случаи чередований в корневых и аффиксальных морфемах. |
1 |
|
дидактический материал |
|
Морфология. Орфография. |
12ч. |
|
|
13 |
Система частей речи в русском языке. |
1 |
|
дидактический материал |
14 |
Правильное употребление самостоятельных частей речи. |
1 |
|
дидактический материал |
15 |
Правильное употребление служебных частей речи. |
1 |
|
дидактический материал |
16. |
Правописание родовых и падежных окончаний частей речи. |
1 |
|
дидактический материал |
17. |
Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи. |
1 |
|
дидактический материал |
18. |
Орфографические нормы русского литературного языка. |
1 |
|
дидактический материал |
19. |
Нормы правописания аффиксов в знаменательных частях речи |
1 |
|
дидактический материал |
20 |
Написание ь и ъ. |
1 |
|
дидактический материал |
21. |
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. |
1 |
|
работа со словарями |
22. |
Правописание НЕ с разными частями речи. |
1 |
|
дидактический материал |
23. |
Правописание личных окончаний глаголов. |
1 |
|
дидактический материал |
24. |
Правописание суффиксов причастий. |
1 |
|
дидактический материал |
|
Синтаксис. Пунктуация. |
6ч. |
|
|
25. |
Правильное употребление словосочетаний. |
1 |
|
дидактический материал |
26. |
Предложение как речевое высказывание. |
1 |
|
дидактический материал |
27. |
Использование простых предложений в речи. |
1 |
|
дидактический материал |
28. |
Использование сложносочиненных предложений в речи. |
1 |
|
работа с текстом и анализ |
29. |
Использование сложноподчиненных предложений в речи. |
1 |
|
работа с текстом и анализ |
30. |
Использование бессоюзных предложений в речи. |
1 |
|
работа с текстом и анализ |
|
Текст. |
3ч. |
|
|
31. |
Текст и его признаки. |
1 |
|
работа с текстом и анализ |
32. |
Виды связи предложений в тексте. |
1 |
|
работа с текстом и анализ |
33. |
Стили и типы речи. |
1 |
|
работа с текстом и анализ |
34. |
Тестовые задания. |
1 |
|
|