Ф.И.О. учителя, должность и место
работы: Адамов Александр Григорьевич КГКП «Восточно-Казахстанское училище
искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных»
Управления образования ВКО
Курс: 1-4
Тема: «Развитие исполнительской техники
музыканта-духовика»
Цель урока: научить играть текст без ошибок в наиболее
сложном эпизоде,
постепенно увеличивая темп
движения.
Образовательные:
закрепить изученные теоретические
знания; продолжить формирование практических навыков
(игра штрихами legato, non legato, staccato, detasche; работа с
динамическими оттенками, исполнение
произведений в различных
темпах).
Развивающие:
развивать образное музыкальное мышление,
художественное воображение; развивать творческую активность обучающегося
через различные виды
деятельности.
Воспитывающие:
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать критическое
мышление.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное
применение знаний и навыков исполнения).
Методы: словесные,
практические
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Повторение пройденного
материала
-
Работа над музыкальным
материалом
-
Итог урока
-
Домашнее задание
Средства обучения:
ноты, инструмент,
фортепиано
1. Организационный момент:
Преподаватель: начнем урок с разыгрывания (длинная нота
исполняется различными динамическими оттенками, гамма исполняется
различными штрихами - legato, non legato, staccato, detasche).
(обучающаяся и концертмейстер постигают различные динамические и
штриховые задачи, концертмейстер помогает контролировать чистоту
строя духового инструмента с учётом разогрева и моменты взятия
дыхания).
2. Работа над Этюдом f moll Л.
Шитте.
Преподаватель: зачем нужна техника музыканту-исполнителю? И что
ты можешь сказать о технике игры на саксофоне?
Обучающаяся: Музыкальная техника - это способность
музыкантов-инструменталистов оптимально управлять своими
инструментами, чтобы производить точные музыкальные эффекты,
которые они желают. Совершенствование своей техники обычно влечет
за собой выполнение упражнений, улучшающих мышечную
чувствительность и ловкость.
Техника игры на саксофоне может зависеть от
предполагаемого стиля (классика, джаз, рок, фанк и т.д.) И
идеализированного звучания игрока. Конструкция саксофона
допускает большое разнообразие различных подходов к созданию
звука.
Преподаватель: сейчас мы поработаем над этюдом. Напомню, что
этюд это виртуозное произведение для развития техники
музыканта-инструменталиста.
Преподаватель: Концертмейстер при исполнении ярко показывает
свою партию, вместе с обучающейся стараются найти нужный баланс
звучания; концертмейстер делает акцент на ритмическую чёткость и
точность интонирования.
Обучающаяся: (исполняет партию).
Преподаватель: опиши возникшие трудности во время
исполнения.
Обучающаяся: не
точно получаются скачки во второй фразе и не ровный темп во второй
части из-за сложности пассажа.
Преподаватель: попробуй взять пока средний темп и изменить
аппликатуру.
Обучающаяся: (выполняет задание).
3. Работа над текстом произведения (Г.Ф. Гендель,
Allegro из сонаты № 3 для
флейты и фортепиано, реприза).
Преподаватель: предлагаю концертмейстеру вместе с обучающейся
просмотреть трудные места, найти общие точки соприкосновения,
выстроить агогику, грамотное взятие штрихов, выверить темп, особое
внимание уделить басовой линии фортепиано как опоре в
произведении.
Обучающаяся: (выполняет задание).
4. Проигрывание произведения целиком в
темпе
Преподаватель: целостное исполнение произведения – это некий
итог, кульминационный момент всей проделанной на уроке работы.
Постарайся сыграть все целиком, максимально выполняя все задачи,
поставленные в данном произведении.
Обучающаяся: (исполняет полностью
произведение)
Преподаватель: давай подведем итоги. Опиши, что ты запомнила на
уроке, твое состояние от проделанной работы.
Обучающаяся: еще
раз для себя поняла, что такое техника и для чего она нужна
музыканту-исполнителю. Выделила для себя определенные задачи в
работе над произведением. Не все сразу получается на уроке,
необходимо закрепить дома определенные навыки.
5. Домашнее задание: выучить текст и играть
произведения без ошибок,
добиваться чёткого и осмысленного
исполнения.