Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие речи детей с нарушением слуха.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Развитие речи детей с нарушением слуха.
Разговорная речь на всём этапе дошкольного детства и при нормальном слухе имеет важное значение, поскольку полно удовлетворяет естественные коммуникативные потребности ребёнка и усваивается по подражанию окружающим. Процесс овладения словесной речью у слышащих представляется в основном спонтанным, хотя и в норме имеет место обучение /уточнение, исправление, добавление, показ образца/.
Детей же с нарушением слуха необходимо обучать общению словесной речью. Необходимо обучать фразам разной логической структуры, отрабатывать с ними в процессе организации их жизни и в разных видах деятельности необходимые вопросы, побуждения, сообщения, отрицания.
В быту, на специальных занятиях, в реальных жизненных ситуациях учим детейвыражать общепринятыми словесными средствами разные потребности: просьбы, желания, жалобы, согласие или несогласие, удивление, обиду, недовольство, интерес к предметам, событиям, готовность кому-то помочь, стремление о чём-то узнать и т. д.
В процессе сотрудничества детей со взрослыми или друг с другом возникает множество подобных потребностей. В повседневной жизни детей, в намеченных программой занятиях по разным видам деятельности /физическое воспитание, игра, изобразительная деятельность, труд, ознакомление с окружающим, развитие речи, развитие математических представлений, музыкальные занятия, развитие слухового восприятия, обучение произношению, которые проводятся регулярно/, коммуникативные ситуации повторяются многократно. Во всех случаях взрослый /педагог, воспитатель, родители/ следит за тем, чтобы форма речевого материала была доступна детям для полного восприятия, что проверяется сразу же при сопряжено-отражённом проговаривании каждого высказывания детьми. И перед началом деятельности, и в процессе её выполнения, и после её окончания в общении могут иметь место вопросы, какие-то сообщения или задания в форме индивидуальных и коллективных поручений.
Например, перед одеванием детей на прогулку воспитатель использует такой материал разговорной речи:
- Куда мы сейчас пойдём?
- Правильно, мы пойдём гулять.
- Какая сегодня погода?
- Да. Сегодня ясная, солнечная погода. Но на улице прохладно.
- Какую одежду мы будем надевать? У тебя есть куртка?
- Да. У меня есть куртка.
- А у Димы есть новый свитер. А у тебя есть шарф?
- Нет. У меня капюшон.
- Во дворе мы будем качаться на качелях. Потом мы будем собирать осенние листья и сделаем красивый букет.
- Мы будем кататься на санках?
- Нет.
- Почему?
Во время одевания и выхода на прогулку все действия сопровождаются вопросами, побуждениями,сообщениями:
- Идите спокойно в раздевалку. Это чей шкафчик? Открой и возьми шапку. Я застегну молнию на куртке. Что это? Это листья клёна. Листья красные, жёлтые, коричневые. Положите листочки на скамейку.Посмотрите внимательно: какое небо, какое солнышко, есть ли ветер?
После прогулки воспитатель подводит итоги, употребляя соответствующие вопросы, сообщения,побуждения и отрицания:
- Куда мы ходили? Мы играли в группе? Нет. Мы были во дворе. Какая сегодня погода? Что мы делали на прогулке? Покажите свои листочки. Какие листочки были летом? Какого цвета они стали осенью? Синие бывают? Этот букет мы поставим на окно. У нас в группе стало красиво. Отметим погоду в календаре.Если общение проводить постоянно, то дети постепенно не просто за взрослым повторяют необходимые в данной ситуации высказывания, а применяют часто повторяющийся материал /слова, фразы/ самостоятельно. К практическому усвоению речевого материала привлекаются и родители, которые общаются с ребёнком в домашних условиях. С этой целью педагог ежедневно записывает в тетрадях задания для родителей. На занятиях по развитию речи педагог учит детей участвовать в беседе, вести диалог.
Например:
Педагог: Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас осень.
Педагог: Какой месяц наступил?
Дети: Октябрь.
Педагог: Какая сегодня погода?
Дети: Пасмурного Солнышка нет.
Педагог: Какое сегодня небо?
Дети: Серое. На небе тучи.
Педагог: Ветер дует?
Дети: Да. Немножко. Слабый.
Педагог: Какие деревья? Голые?
Дети: Да.
Обычно беседа ведётся с участием всех детей. В ней могут участвовать и кукла, и мишка, и зайка, которые дают ответы в случаях затруднений
у детей. Эти же персонажи учат вести диалог.Кукла разговаривает с зайкой:
- Зайка, где ты живёшь?
- Я живу в лесу.
- У тебя есть дети?
- Да, есть зайчата.
- Ты боишься волка?
- Да, боюсь волка и лису
.- Почему?
- Волк злой.
- А лиса?
- Лиса хитрая.
- Что ты ешь?
- Я ем травку.
- Где ты спишь?
- Я сплю под кустиком
.- Тебе холодно зимой?
- Нет, у меня тёплая шубка.
В основном, педагог учит детей вести вопросно-ответный диалог. Вначале происходит общение между педагогом и одним ребёнком: о семье,
о прогулке, об обеде, о дне рождения и т. д. Затем,постепенно организуются диалоги между двумя желающими детьми: о квартире, о выходном дне, о посещении врача и др. Опорные вопросы и ответы также могут быть заимствованы из разговоров, которые ведут между собой игрушки. Вопросы и ответы фиксируются на доске или на плакате, и дети пользуются ими, как образцами.Диалоги составляются и по картинкам. Дети называют действующих лиц и по изображённой на картинке ситуации составляют диалог. /У врача.В магазине. В игровом уголке и др. /В процессе обучения диалогам отрабатываются инструкции: спроси, задай вопрос, отвечай, скажи, исправь, поговорите о… .В связи с обучением чтению обращается внимание на разговор действующих лиц рассказа. В текстах книги Б. Д. Корсунской «Читаю сам» имеется достаточное количество материала разговорной речи. В них есть диалоги.На занятиях по развитию речи диалог может стать не только предметом обучения, но и средством обучения. Так,для уточнения значений слов: вчера, сегодня, завтра применяется диалог, в котором выясняется, кто и когда дежурил в классе, какой будет день недели. Диалог может составляться из рассыпного текста на табличках. В диалогической форме даются детям поручения для выполнения определённой деятельности.
Например:
- Попроси карандаш.
- Какой?
- Красный?
- У кого попросить?
- У Вали.
- Зачем?
- Будешь рисовать.
- Где рисовать?
- В альбоме.
- Что рисовать?
- Фрукт.
- Какой?
- Яблоко.
Педагог обращает внимание не только на словесное высказываний,
но и на эмоциональную окраску своего поведения. Он учит выражать отношение к сказанному мимикой лица, естественными жестами. Дети кивают головой, словесно подтверждая что- либо, пожимают плечами,говоря:
-Не знаю. Не помню. Забыл, улыбаются приветливо, если вопрос собеседника им понравился и т. д.
В процессе обучения дошкольников словесной речи другой
её вид – связная описательно-повествовательная речь, которая выступает в качестве производной от живой разговорной речи. Описательно-повествовательная речь отличается организованностью, логичностью, последовательностью. Речевой материал, который окружает детей в виде надписей на различных объектах/ мебель, посуда, помещения и т. д. / также служит развитию связной речи. Постепенно от отдельных названий, которые представлены на табличках/стол, стул, окно и т. д. /, переходят к надписям в виде короткого связанного текста.Например: на шкафчиках, где хранится одежда каждого ребёнка,появляется короткий текст: это шкафчик Ксюши. Там есть одежда. На полочке лежит шапка, шарф, перчатки. В шкафу висят куртка и брюки. Внизу стоят ботинки. В шкафу порядок. Затем с текстами-описаниями дети встречаются на занятиях по развитию речи, когда следует описать предмет/игрушки, овощи, фрукты и т. д/. Для описания предметов используются схемы - описания. Дети учатся по схеме самостоятельно описывать предметы. Наряду с описанием конкретных предметов постепенно вводятся описание картинок /предметных и сюжетных/. Вначале это осуществляется описание серии сюжетных картинок, которые располагают в определённой последовательности. Подбираются подписи в виде одного-двух высказываний. Объединяя их в связный текст, иногда вводят дополнительные связки между фразами.Так вставляются слова: потом, вдруг, дальше, затем. После составления текстов по серии картинок детей учим описывать одну сюжетную картинку, в которой отражается знакомые для детей ситуации: игры и занятия детей в разное время года, поступки детей, уход за животными и растениями. Вначале описание может строиться из рассыпного текста. По порядку отбираются отдельные предложения, записанные на табличках. Внимание обращается на порядок отбора фраз. Иногда включаются и лишние таблички, не имеющие отношения к содержанию сюжетной картинки. Детей приучаем осознанно связывать наглядный материал с его словесным оформлением. Описательно-повествовательную речь развивают также и в связи с прочитанными текстами рассказов, сказок. Используем содержание текстов книг Корсунской /1-3 части/. После каждого текста написаны вопросы.Задача педагога: научить детей понимать вопросы и находить ответы в текстах. Одним из приёмов описательно-повествовательной речи является пересказ рассказа. Обучая пересказу рассказов, использую мнемодорожки, мнемотаблицы, опорные слова. Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы помогают детям легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы, выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить рассказы в определённой последовательности /начало, середина, завершение/, расширяют и обогащают словарный запас, развивают мышление, развивают фантазию, воображение, помогают составлять описательные предложения. Суть мнемотаблиц - на каждое слово или словосочетание придумываются картинки и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, стихотворения можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогают ребёнку воссоздать прочитанное, услышанное. Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Старшие дети способны придумать свои собственные схемы - модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами. В своей работе по развитию словесной речи я использую схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых, времён года. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Они помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Активное познание окружающего мира стимулирует развитие речи детей с проблемами слухового восприятия. Применение большое количества наглядных и практических методов работы позволяют сформировать значения слов и фраз, обеспечить их понимание и использование в конкретных ситуациях общения. Важным условием овладения речью является наличие у детей интереса к предметам и явлениям, поддержание их активности в процессе наблюдений и практических действий, включение новой информации в собственную игровую, изобразительную деятельность.
Литература.
1. Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л. П. Носковой. –М. 1993.
2. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. /Под ред. Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц- М. 2004.
3. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание
и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. - М. 1991.