Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Автор: Ахметова Шолпан Каитржановна
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
КГУ « Школа – гимназия № 1 акимата города Шахтинска»
Призванием становится интерес, помноженный на труд.
В. Сухомлинский
Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидания наших основных заказчиков, детей и их родителей?
Педагог должен быть Мастером. Но безупречное владение педагогическим мастерством – это только первая ступень профессионализма, так как основной принцип настоящего Мастера – вечное стремление к самосовершенствованию. Это многогранный процесс, ведь в нашем деле невозможно развести профессиональный и личностный аспекты. Данная связь служит основным инструментарием и средством достижения психолого-педагогического результата в образовании.
Личностно-профессиональный рост учителя состоит из следующих компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, конструктивно-практический, коммуникативный, рефлексивный – и представляет собой процесс различных изменений этих компонентов:
-
ценностно-мотивационный компонент отражает ценностные ориентации, потребности, интересы педагога в условиях личностно-профессионального становления;
-
когнитивный компонент отражает качество профессионально-педагогических знаний в области педагогики, психологии, специальных дисциплин, знаний механизмов и способов личностно-профессионального саморазвития (самооценка, самоутверждение, самоопределение);
-
эмоционально-волевой компонент раскрывается через осознание положения собственного «Я», позитивное восприятие себя как педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, эмоциональную устойчивость, волевую саморегуляцию;
-
конструктивно-практический включает владение способами проектирования профессионально-личностного саморазвития (целеполагание, выбор форм и технологий реализации целей и задач деятельности);
-
коммуникативный компонент раскрывается как потребность в общении, взаимодействии с учащимися, другими людьми, как эмпатия, терпение, поддержка;
-
рефлексивный компонент отражает способность к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта, анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к работе над собой.
Эти компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них становится условием развития любого другого, каждый из них является катализатором личностно-профессионального роста педагога, который, в свою очередь, является результатом педагогического процесса. Эта взаимосвязь осуществляется, в первую очередь, через самообразование, что особенно актуально в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, в котором особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний.
Курсы повышения квалификации, педагогические чтения, конференции, заседания методических объединений, школу передового опыта, семинары, творческие группы и т.д., конечно, играют важную роль в профессиональном самосовершенствовании. Но именно самообразование - основная форма повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста педагога как специалиста.
Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.
Отчего зависит успех самостоятельной работы педагога? От его усилий и желаний. Положительные результаты самообразование может принести только в том случае, если оно будет вестись целенаправленно, планомерно и систематически. Важную роль в этом процессе играет перспективный план индивидуальной научно-методической работы. Существует множество вариантов планов самообразования, ведь это область творчества, я предлагаю некий универсальный шаблон, который может стать основой для создания личной образовательной траектории. Для реализации перспективных планов осуществляется более конкретное планирование научно-методической деятельности педагога на определённый период.
№ |
Этапы |
Содержание деятельности |
I этап |
Самоанализ |
Анализ собственной профессиональной деятельности и её результатов. |
II этап |
Обновление методической информационной базы |
Подбор и изучение методических материалов, ознакомление с методическими новинками. Обновление банка дидактических средств. |
III этап |
Совершенствование материально – технической базы |
Обновление технических, информационных ресурсов. |
IV этап |
Расширение педагогической системы |
Апробация и адаптация современных практик. Введение в собственную практику инновационных технологий. |
V этап |
Научно-исследовательская деятельность |
Руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся, собственные изыскания. |
VI этап |
Мониторинг |
Оценка эффективности. |
VII этап |
Диссеминация педагогического опыта |
Участие в профессиональных конкурсах, конференциях, организация мастер-классов, педагогических мастерских и т.д., публикации. |
VII этап |
Рефлексия |
Самоанализ. Выработка стратегии дальнейшего развития. |
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление. В процессе самообразовательной деятельности учитель сталкивается с проблемами формирования собственных личностных смыслов, поэтому чрезвычайно важно, чтобы информация при самообразовании превратилась в знание и опыт, обогащающие личность. Но педагог не работает в уединении, он включён в систему образовательной деятельности учреждения, методического объединения, творческой группы и т.д. Поэтому индивидуальные маршруты самообразования педагогов должны гармонично входить в единую систему методической работы школы.
Системная организация самообразовательной деятельности учителей должна осуществляться поэтапно:
1 этап - диагностический – изучение и анализ личностно-профессионального развития учителей, их затруднений в профессиональной деятельности и личностном развитии; включение учителя в работу по самоанализу уровня готовности к самообразованию во взаимосвязи компонентов личностно-профессионального роста (ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, конструктивно-практический, коммуникативный, рефлексивный);
2 этап - организационно-практический - активное овладение системой профессионально-педагогических знаний и умений; разработка групповой и индивидуальной стратегии и тактики личностно-профессионального роста учителя; обеспечение личностной включенности каждого учителя в самообразовательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации, актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности; разработка обучающих программ на основе задач, рассчитанных на определенный уровень самообразовательной деятельности; создание «проекта» индивидуального маршрута личностно-профессионального роста учителя;
3 этап – индивидуально-творческий - формирование индивидуального опыта самоопределения, самореализации, самоутверждения, самовоспитания; стимулирование личностно-профессионального роста учителей, формирование умений к самообразовательной творческой деятельности учителя как важного компонента его личностно-профессионального роста на высокопродуктивном уровне; реализация активности учителей в образовательно-воспитательном процессе школы; включение учителя в поисковую творческую деятельность, направленную на освоение современных технологий образования; стимулирование и проявление субъектной позиции в личностно-профессиональном саморазвитии учителя;
4 этап - аналитико-оценочный - анализ и оценка готовности реализовать свой творческий потенциал в практической деятельности, педагогическая рефлексия содержания и технологий самообразовательной деятельности и ее результатов, выраженных в личностно-профессиональном росте. В процессе самоаттестации и аттестации осуществляется апробация методов и приемов самоанализа: осуществляются самоанализ проведенных уроков и внеклассных дел; самохарактеристика общепедагогических умений и профессионально-личностных качеств; анализируется характер самоконтроля в педагогическом общении и др.
Гармоничная система самообразования, в которой связываются в одно целое ценностно-мотивационная направленность методической работы школы и индивидуальные компоненты личностно-профессионального саморазвития педагогов, является залогом успешного самосовершенствования каждого субъекта образовательных отношений и динамичного роста качества образовательных услуг, предоставляемых учреждением обществу.
Библиографический список:
-
Безниско, Е.Д. Личностно-профессиональная миссия педагога в образовательном пространстве (Текст) Е.Д. Безниско //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006.- №7.
-
Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития. // Инновации и образование. Серия “Symposium”, Выпуск 29. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
-
Кан-Калик В.А.. Педагогическое творчество. - М., 2000.
-
Николенко Л.В. “Самообразование учителя” http://www.edunet.uz/
-
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – 2-е изд. – М., 2009