Самообразование как основа профессионального и
личностного роста педагога.
Автор: Ахметова Шолпан
Каитржановна
Заместитель директора по учебно – воспитательной
работе
КГУ
« Школа – гимназия № 1 акимата города
Шахтинска»
Призванием становится интерес, помноженный на
труд.
В. Сухомлинский
Профессия педагога особая – она предполагает
высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей
деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть
педагог, чтобы оправдать доверие и ожидания наших основных
заказчиков, детей и их родителей?
Педагог должен быть Мастером. Но безупречное
владение педагогическим мастерством – это только первая ступень
профессионализма, так как основной принцип настоящего Мастера –
вечное стремление к самосовершенствованию. Это многогранный
процесс, ведь в нашем деле невозможно развести профессиональный и
личностный аспекты. Данная связь служит основным инструментарием и
средством достижения психолого-педагогического результата в
образовании.
Личностно-профессиональный рост учителя состоит
из следующих компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный,
эмоционально-волевой, конструктивно-практический, коммуникативный,
рефлексивный – и представляет собой процесс различных изменений
этих компонентов:
-
ценностно-мотивационный
компонент отражает ценностные ориентации,
потребности, интересы педагога в условиях
личностно-профессионального становления;
-
когнитивный
компонент отражает качество
профессионально-педагогических знаний в области педагогики,
психологии, специальных дисциплин, знаний механизмов и способов
личностно-профессионального саморазвития (самооценка,
самоутверждение, самоопределение);
-
эмоционально-волевой
компонент раскрывается через осознание положения
собственного «Я», позитивное восприятие себя как педагога,
положительное отношение к педагогической деятельности,
эмоциональную устойчивость, волевую
саморегуляцию;
-
конструктивно-практический включает владение способами
проектирования профессионально-личностного саморазвития
(целеполагание, выбор форм и технологий реализации целей и задач
деятельности);
-
коммуникативный
компонент раскрывается как потребность в общении,
взаимодействии с учащимися, другими людьми, как эмпатия, терпение,
поддержка;
-
рефлексивный
компонент отражает способность к самоизучению,
личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта,
анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его
способности к работе над собой.
Эти
компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение
одного из них становится условием развития любого другого, каждый
из них является катализатором личностно-профессионального роста
педагога, который, в свою очередь, является результатом
педагогического процесса. Эта взаимосвязь осуществляется, в первую
очередь, через самообразование, что особенно актуально
в условиях информационного общества, где доступ к информации,
умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество
характеризуется как общество знания, в котором особую роль играет
процесс трансформации информации в знание. Поэтому
современная система образования требует от педагогов
постоянного совершенствования знаний.
Курсы повышения квалификации, педагогические
чтения, конференции, заседания методических объединений, школу
передового опыта, семинары, творческие группы и т.д., конечно,
играют важную роль в профессиональном самосовершенствовании. Но
именно самообразование - основная форма повышения квалификации.
Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все
перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит
основой роста педагога как специалиста.
Самообразование можно рассматривать в двух
значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и
как «самосозидание» (в широком - как «создание себя»,
«самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает
одним из механизмов превращения личности педагога в творческую
личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и
поиском своего пути.
Отчего зависит успех самостоятельной работы
педагога? От его усилий и желаний. Положительные результаты
самообразование может принести только в том случае, если оно будет
вестись целенаправленно, планомерно и систематически. Важную роль в
этом процессе играет перспективный план индивидуальной
научно-методической работы. Существует множество вариантов планов
самообразования, ведь это область творчества, я предлагаю некий
универсальный шаблон, который может стать основой для создания
личной образовательной траектории. Для реализации перспективных
планов осуществляется более конкретное планирование
научно-методической деятельности педагога на определённый
период.
№
|
Этапы
|
Содержание
деятельности
|
I
этап
|
Самоанализ
|
Анализ собственной профессиональной деятельности
и её результатов.
|
II
этап
|
Обновление методической информационной
базы
|
Подбор и изучение методических материалов,
ознакомление с методическими новинками. Обновление банка
дидактических средств.
|
III
этап
|
Совершенствование материально – технической
базы
|
Обновление технических, информационных
ресурсов.
|
IV
этап
|
Расширение педагогической
системы
|
Апробация и адаптация современных практик.
Введение в собственную практику инновационных
технологий.
|
V
этап
|
Научно-исследовательская
деятельность
|
Руководство научно-исследовательской
деятельностью учащихся, собственные
изыскания.
|
VI
этап
|
Мониторинг
|
Оценка эффективности.
|
VII
этап
|
Диссеминация педагогического
опыта
|
Участие в профессиональных конкурсах,
конференциях, организация мастер-классов, педагогических мастерских
и т.д., публикации.
|
VII
этап
|
Рефлексия
|
Самоанализ. Выработка стратегии дальнейшего
развития.
|
Самообразование способствует поддержке и развитию
важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует
критическое и аналитическое мышление. В процессе
самообразовательной деятельности учитель сталкивается с
проблемами формирования собственных личностных смыслов,
поэтому чрезвычайно важно, чтобы информация при самообразовании
превратилась в знание и опыт, обогащающие личность. Но педагог не
работает в уединении, он включён в систему образовательной
деятельности учреждения, методического объединения, творческой
группы и т.д. Поэтому индивидуальные маршруты самообразования
педагогов должны гармонично входить в единую систему методической
работы школы.
Системная организация самообразовательной
деятельности учителей должна осуществляться
поэтапно:
1 этап - диагностический – изучение и анализ
личностно-профессионального развития учителей, их затруднений в
профессиональной деятельности и личностном развитии; включение
учителя в работу по самоанализу уровня готовности к самообразованию
во взаимосвязи компонентов личностно-профессионального роста
(ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой,
конструктивно-практический, коммуникативный,
рефлексивный);
2 этап - организационно-практический - активное
овладение системой профессионально-педагогических знаний и умений;
разработка групповой и индивидуальной стратегии и тактики
личностно-профессионального роста учителя; обеспечение личностной
включенности каждого учителя в самообразовательную деятельность на
основе внутренней положительной мотивации, актуализации смыслов и
целей, адекватных формируемой деятельности; разработка обучающих
программ на основе задач, рассчитанных на определенный уровень
самообразовательной деятельности; создание «проекта»
индивидуального маршрута личностно-профессионального роста
учителя;
3 этап – индивидуально-творческий - формирование
индивидуального опыта самоопределения, самореализации,
самоутверждения, самовоспитания; стимулирование
личностно-профессионального роста учителей, формирование умений к
самообразовательной творческой деятельности учителя как важного
компонента его личностно-профессионального роста на
высокопродуктивном уровне; реализация активности учителей в
образовательно-воспитательном процессе школы; включение учителя в
поисковую творческую деятельность, направленную на освоение
современных технологий образования; стимулирование и проявление
субъектной позиции в личностно-профессиональном саморазвитии
учителя;
4 этап - аналитико-оценочный - анализ и оценка
готовности реализовать свой творческий потенциал в практической
деятельности, педагогическая рефлексия содержания и технологий
самообразовательной деятельности и ее результатов, выраженных в
личностно-профессиональном росте. В процессе самоаттестации и
аттестации осуществляется апробация методов и приемов самоанализа:
осуществляются самоанализ проведенных уроков и внеклассных дел;
самохарактеристика общепедагогических умений и
профессионально-личностных качеств; анализируется характер
самоконтроля в педагогическом общении и
др.
Гармоничная система самообразования, в которой
связываются в одно целое ценностно-мотивационная направленность
методической работы школы и индивидуальные компоненты
личностно-профессионального саморазвития педагогов, является
залогом успешного самосовершенствования каждого субъекта
образовательных отношений и динамичного роста качества
образовательных услуг, предоставляемых учреждением
обществу.
Библиографический
список:
-
Безниско, Е.Д. Личностно-профессиональная миссия
педагога в образовательном пространстве (Текст) Е.Д. Безниско
//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006.-
№7.
-
Даутова
О.Б., Христофоров
С.В. Самообразование учителя как условие его
личностного и профессионального
развития. // Инновации и
образование. Серия
“Symposium”, Выпуск 29. / Сборник материалов
конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское
общество, 2003.
-
Кан-Калик В.А.. Педагогическое творчество. - М.,
2000.
-
Николенко Л.В. “Самообразование
учителя” http://www.edunet.uz/
-
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. –
2-е изд. – М., 2009