Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Самостоятельная работа на уроках истории Казахстана.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Самостоятельная работа на уроках истории
учитель истории КГУ СОШ №17 г. Уральска ЗКО
Камнева Е.М.
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы - это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. В течение многих лет преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников.
Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.
Школьное историческое образование в современных условиях должно решать задачи:
-
дать учащимся основы знаний об историческом пути Казахстана с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса
-
выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности, противоречивости истории
-
развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных исторических источников, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем
-
способствовать формированию убеждений и целостных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма
-
способствовать развитию у учащихся целостного миропонимания и современного научного миропонимания
-
развивать интерес и уважение к отечественной истории и культуре, стремление сохранять достояние страны в области материальной и духовной культуры
-
формировать у учащихся объективную оценку отечественной истории и общего места Казахстана в мировой истории и его роли в современной цивилизаци Формирование системы знаний по каждому предмету является сложным и длительным процессом, предусматривающим активную и взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся.
Учитель организует этот процесс, отбирая содержание, средства и методы обучения, руководя деятельностью учащихся, обучая, развивая, воспитывая их.
В науке исследованы различные аспекты проблемы учебных заданий. Задания рассматривались как средство: системного усвоения знаний (М.А.Ушакова), активизация мыслительной деятельности учащихся (Н.П.Гузик), обучения их приемам умственной деятельности (Л.П.Воронина), контроля и оценки полученных знаний и т.д.
Проблеме познавательной деятельности учащихся посвящали свои труды такие педагоги, как Д.Ушинский, М.А.Данилова, Д.И.Писарев, П.В.Гора, И.Я.Лернер, Б.П.Есипов.
Проблема самостоятельной деятельности учащихся актуальна и моей практике. Начиная свою работу учителем истории в среднем звене, я обратила внимание на то, что достаточно редко встречаются дети с высоким уровнем мотивации, у которых «инстинкт познания» настолько хорошо, развит, что подталкивать его не надо -он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем одаренными.
Однако, есть масса других детей, в которых «исследователь» либо спит, либо задавлен вечным «не трогай», «не хочу», «нет желания». У них низкий уровень мотивации учебной и самостоятельной деятельности, отсутствует интерес к учению, снижено внимание, темпы работы низкие. Они легко отвлекаются. Соответственно, и изучение предметов, в том числе, истории проходит поверхностно. При поверхностном знании истории они не проявляют заметного интереса к ее изучению, и почти сосем не владеют адекватными приемами и умениями самостоятельной работы с учебным историческим материалом.
Это требует более широкого включения в процесс образования методов, вызывающих интерес к обучению. Познавая исторический материал, учащиеся реализует его фактологический, теоретический и воспитательный потенциалы.
Именно поэтому, считаю необходимо организовать самостоятельную деятельность на уроке так, чтобы заинтересовать учеников трудной, но интересной дорогой познания, показать ему направление пути, вооружить всеми необходимыми умениями и навыками.
Актуальность.
Ускорение темпов развития общества, развитие процессов информатизации, требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Все это предъявляет к учителю высокие требования. Считаю, что для успешной деятельности учителя и учащихся необходим переход к современному компетентностному подходу в образовании. Поэтому свою работу строила на целях компетентностного подхода: научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальный и повышенный способы, добиться поставленной цели, оценивать полученный результат, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками, научить решать познавательные, аналитические, аксеологические проблемы.
Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний. В наше время, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
Цель работы. Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения самостоятельной работы на уроках истории.
Задачи:
1. Определение содержания методики применения самостоятельной работы.
2. Краткая классификация видов самостоятельной работы.
3. Описание опыта применения самостоятельной работы на уроках истории.
4. Определение перспектив дальнейшей работы.
Выполнение данных задач позволит мне сформировать собственную систему организации самостоятельной работы на уроках, повысить качество преподавания истории, права, а также внеклассной работы по предмету.
1. Особенности организации самостоятельной работы учащихся.
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.
Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.
Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:
- наличие задания учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без непосредственного участия педагога;
- активность, умственное напряжение учащихся.
Основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа.
Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого-педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.
Организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
- когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;
-какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?
Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках истории требует особого подхода. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории будет осознанной. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы на уроках истории также необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.
Таким образом, эффективность самостоятельной работы учащихся прямо зависит от условий, обеспечивающих организацию и планирование, управление и контроль за системой самостоятельных работ, позволяющих в рамках целостного учебно-воспитательного процесса параллельно использовать и методы косвенного руководства учебной деятельностью обучаемых, и методы управления приобретением ими навыков сознательной самоорганизации.
Важным является и умение преподавателя реализовывать требование своевременного и последовательного включения самостоятельных работ в процесс усвоения знаний.
Организуя систему самостоятельных работ учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
-когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении учебного материала;
-какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и задействовать на каждом этапе усвоения знаний.
Кроме того, методика организации и проведения самостоятельной работы должна учитывать необходимость постепенного, строго регламентированного и учтенного в единой системе самостоятельных работ изменения их дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степени их трудности и сложности. Такие изменения на разных этапах обучения способствуют развитию интеллектуальных возможностей учащихся, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем.
2.Классификация видов самостоятельной работы на уроках истории.
В педагогической литературе существует различная классификация самостоятельной работы - по дидактическому назначению, по источникам знаний, уровню продуктивной творческой деятельности учащихся.
Познавательная деятельность обучающихся подразделяется на два основных вида - воспроизводящую и творческую. Им соответствуют следующие виды самостоятельных работ:
1) самостоятельные работы по образцу (воспроизводящие);
2) реконструктивные работы;
3) творческие работы.
В своей деятельности использую четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся. Им соответствуют четыре типа самостоятельной работы.
Первый уровень предполагает копирующие действия обучающихся по заданному образцу - характеристика исторического героя. Например, учащимся предлагается дать характеристику императора Николая I в 8 классе по образцу или без него, учитывая индивидуальные особенности обучающихся.
1. Биографические сведения: когда родился, система воспитания, наиболее важные моменты в детстве, этапы жизни, карьера.
2. Личностная психологическая характеристика: темперамент, характер, познавательные способности, одарённость, потребности, направленность. Интеллектуальные, волевые, эстетические качества человека.
3. Социальная деятельность личности: мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё.
Первый уровень также предполагает составление схемы (в 8 классе обучающиеся уже без помощи учителя могут самостоятельно выполнять такую работу), узнавание явлений выделение главных мыслей. Работы по образцу предполагают обычно решение типовых примеров и задач. Они практикуются на уроках истории в 7-9 классах. Деятельность обучающихся на данном уровне не совсем самостоятельна, так как самостоятельность заключается в простом воспроизведении действий по образцу. Для лучшей отработки действий на данном этапе использую большое количество всевозможных памяток (правила конспектирования, составление плана при работе с текстом, оценка исторического события и т.д.) Задания данного уровня позволяют приобретать основные опорные знания, которые обучающиеся должны получить при изучении данной темы.
Второй уровень - репродуктивный связан с обобщением приемов и методов познавательной деятельности, их переносом на решение более сложных, но типовых заданий. Задания второго уровня способствуют формированию учебных познавательных действий, создают условия для развития мышления обучающихся. Ему соответствует самостоятельная работа репродуктивно типа. Самостоятельные работы этого типа содержат задания в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение раннее изученного материала, проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. Преобразующее воспроизведение знаний лежит в основе реконструктивных самостоятельных работ. Я их практикую в 8-9 классах. К ним отношу:
-устное или письменное изложение содержания источника в краткой форме;
- составление хронологических и тематических таблиц (события Первой мировой войны; события Второй мировой войны; сопоставление итогов двух мировых войн; коллективизация в Казахстане и России.)
-составление плана (простого и развернутого), конспекта, тезисов;
- работа с картой, составление диаграмм и графиков ( Освоение целины, индустриализация)
Третий уровень - продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных ранее знаний, которая требует применения приемов мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения, способности к индуктивным и дедуктивным выводам. Данному уровню соответствуют задания познавательно-поискового (эвристического) типа. На данном уровне начинает формироваться творческая личность учащегося. Творческая познавательная деятельность предполагает поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных или придуманных способов. Наиболее распространенной разновидностью творческой самостоятельной работы является решение познавательных, проблемных задач. В своей работе я использую различные сборники познавательных заданий на всех этапах обучения в качестве контрольных и проверочных заданий, проблемных задач, домашних работ поискового и творческого характера, стимулируя активную познавательную деятельность, укрепляя их интерес к изучению прошлого.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Через общение в паре происходит обучение истории. У учащихся есть потребность в общении, но мы не умеем им управлять. Не учим владению словом, а, следовательно, не учим мыслить, так как сознание основано на речи и развивается вместе с речью. Поэтому любой вид парной работы предполагает диалог. И начать обучению диалогу следует с работы с текстом учебника.
Например, можно предложить вид задания – прием включения обучающихся в обсуждение. Они читают отдельные абзацы текста каждый самостоятельно или по очереди. После того как текст прочитан, можно перейти к его обсуждению по вопросам или составлению плана. В зависимости от содержания текста и дидактических задач его изучения учитель может предложить учащимся возможные варианты вопросов:
С какими новыми понятиями вы познакомились при чтении этого абзаца, параграфа?
Диктант с последующим устным комментарием. Обязанность одного обучающегося в паре продиктовать новые слова, словосочетания, проверить их написание в тетради и выслушать устные объяснения значений слов, описание событий. Другой обучающийся сначала записывает под диктовку, затем читает вслух и объясняет. После окончания этой работы обязанности в паре меняются. Если есть затруднения, обучающиеся обращаются к книге, тетради или учителю; Запись под диктовку географических названий, затем показ их по карте учебника. Например: икта, вакф, музари, коммендация, Орда, иктадар, Бухара, Жетысу, Присырдарьинский регион ( при изучении темы: «Государство Караханидов (942-1212 гг.).
Взаимное тестирование. Обучающиеся пары выполняют одинаковое задание, полученное от учителя, каждый самостоятельно. Затем обмениваются и проверяют друг у друга. При сомнении они могут обратиться к учебнику или учителю. Например, при изучении темы : «Раннесредневековые государства (6-9 вв.)», выполняется тест:
1.Когда был образован Тюркский каганат?
А)в 542 году
Б)в 552 году
В)в 545 году
Г)в 553 году
Д)в 563 году
2.При каком кагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?
А)при Бумыне
Б)при Анагуе
В)при Кара-Еске
Г)при Мукане
Д)при Иштеми
3.В каком году распался Тюркский каганат?
А)в 552 году
Б)в 545 году
В)в 563 году
Г)в 581 году
Д)в 603 году
4.В каком году был образован Зараднотюркский каганат?
А)в 603 году
Б)в 552 году
В)в 545 году
Г)в 553 году
Д)в 563 году
5.В 610-618 годы Западнотюркским каганатом правил каган…
А)в 603 году
Б)в 552 году
В)в 545 году
Г)в 553 году
Д)в 563 году
6.Кого у тюрков называли татами?
А)представителей власти
Б)представителей знати
В)оседлых земледельцев Жетысу
Г)веонных
Д)рабов
7.Когда образовался Тюргешский каганат?
А)в 741 году
Б)в 704 году
В)в 756 году
Г)в 751 году
Д)в 749 году
8.При кагане Сулу столицей каганата стал город…
А)Суяб
Б)Кунгит
В)Тараз
Г)Баласагун
Д)Испиджаб
9.В каких веках произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу?
А)во 2-6 вв.
Б)в 6-8 вв.
В)в 9-12 вв.
Г)в 11-13 вв.
Д)в 5-7 вв.
10.Сколько племен входило в состав карлуков по утверждению тюркского историка аль-Марвази?
А)8
Б)10
В)9
Г)7
Д)5
11.В каком году было создано государство карлуков?
А)в 751 году
Б)в 749 году
В)в 753 году
Г)в 756 году
Д)в 940 году
12.Сколько лет длилась борьба карлуков против Уйгурского каганата?
А)2
Б)10
В)15
Г)25
Д)20
13.Какой город являлся столицей Карлукского каганата?
А)Балык
Б)Суяб
В)Тараз
Г)Атлах
Д)Испиджаб
14.Столица Огузского государства…
А)Карнак
Б)Суяб
В)Янгикент
Г)Испиджаб
Д)Сюткент
15.Какой титул носил верховный правитель Огузского государства?
А)коль еркин