«Социально-психологическая адаптация детей в образовательной среде» курсовой,Курстық жұмыс

Тақырып бойынша 11 материал табылды

«Социально-психологическая адаптация детей в образовательной среде» курсовой,Курстық жұмыс

Материал туралы қысқаша түсінік
«Социально-психологическая адаптация детей в образовательной среде»
Материалдың қысқаша нұсқасы

Сарканский многопрофильный колледж



Курсовая работа











Тема: «Социально-психологическая адаптация детей в образовательной среде»

Предмет: Методика преподавания английского языка

Специальность: 01140100 «Педагогика и методика начального обучения»









Подготовлено: Сеитнұр.Ә

Проверено: Тулемисова.А.А





Сарқан

2024-2025жж


СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе………………………………………………………………

1.1 Психолого–педагогические проблемы социально– психологической адаптации к обучению в начальной школе

1.2 Социально–психологические условия организации адаптации к обучению в начальной школе

1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе……………………………………………………………………………..

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по социально – психологической адаптации к обучению в начальной школе

2.1 Диагностика социально – психологической адаптации младших школьников

2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента: разработка и реализация программы социально–психологической адаптации

2.3 Проверка динамики социально – психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе на контрольном этапе эксперимента

2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе……………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы обусловлена тем, что воспитание и образование подрастающего поколения является одной из ключевых задач в современном обществе. Между тем, в школьном образовании сегодня наблюдается немало проблем, решение которых во многом видится в реализации нового ФГОС начального образования. Современная концепция развития образования подчеркивает, что адекватное применение современных образовательных технологий – прямой путь к решению большинства проблем, в т.ч. адаптации первоклассника при поступлении в школу, переходу от дошкольного обучения к младшему школьному периоду [22].

Возникающие проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией – это комплексные проблемы, которые должны решаться путём взаимодействия учреждения образования и семьи ребёнка. От того, насколько успешно пройдёт адаптация в первые годы обучения, будет во многом зависеть успех всего дальнейшего образовательного процесса. Дезадаптированные первоклассники часто проявляют болезненное отношение к окружающим, к критике в свой адрес. Это способствует тому, что в ребёнке нарастает внутренний конфликт, что мгновенно оказывает негативное воздействие на мотивацию познавательной деятельности и активности.

Школьный стресс для первоклассников является предметом для исследования во многих работах. Так, по проблеме психологической подготовки детей к обучению в школе особый интерес представляют работы М.Р. Битяновой, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.И. Коротаевой, В.А. Кручинина, М.И. Матюшичевой и других. Вопросами, связанными с проблемой адаптации к школьному обучению, занимались Э.М. Александровская, Н.Ф, Виноградова, Г.Н. Жулина, Е.Г. Изотова, О.Ю. Камакина, А.А. Лысенко, Н.В. Савик, Р.М. Эхаева. Кроме того, непосредственно технологии социально–психологической адаптаци первоклассников к обучению в школе рассматривали Д.Ю. Булаев, Е.М. Костерина, Т.В. Красникова, Е.В. Леонова, Д.С. Лыгденова, Т.С. Семенова, Н.А. Степанова, О.В. Хухлаева, Г.Р. Чукмаева.

В виду вышеизложенного становится ясно, что тема проблемы социально-психологической адаптации к обучению в начальной школе является в современной педагогике довольно острой. Тем самым подтверждается актуальность выбранной темы.

Цель исследования: выявить и доказать наиболее эффективные социально-психологические условия адаптации школьника к обучению в школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: Методика преподавания английского языка

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс социально-психологической адаптации младшего школьника будет происходить наиболее эффективно, если соблюдать следующие условия:

– сформированы благоприятные социально–психологические возможности (учебная среда и окружение) для формирования адекватной, здоровой самооценки младшего школьника;

– налажен эффективный механизм взаимодействия с семьей младшего школьника на основе комплексности, регулярности встреч с родителями;

– организована своевременная консультационная работа с педагогическим составом по оказанию всесторонней помощи первоклассникам и их семье по вопросам социально – психологической адаптации к обучению в начальной школе и процессу обучения в целом.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого – педагогической литературы по теме социально–психологической адаптации младшего школьника к обучению в школе.

2. Выявить уровень социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.

3. Разработать и реализовать содержание условий социально- психологической адаптации младших школьников.

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты, доказать эффективность разработанных условий по социально–психологической адаптации младшего школьника к обучению в школе.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого–педагогической литературы. 2.Эмпирические: наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент

(констатирующий, формирующий, контрольный этап).

Новизна исследования: структурированы и обобщены педагогические условия формирования благоприятного уровня социально–психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, подобранный комплекс педагогических условий, направленный на положительное прохождение социально–психологической адаптации младших школьников к обучению в школе, может быть использован педагогами начальной школы в образовательно–воспитательном процессе любого образовательного учреждения.

Практическая значимость – материал может быть использован в работе учителей начальных классов и другими специалистами общеобразовательных учреждений.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

І.Теоретические основы социально–психологической адаптации к обучению в школе


    1. Психолого–педагогические проблемы социально– психологической адаптации к обучению в начальной школе


Проблема социально–психологической адаптации к обучению в начальной школе является не новой. Данную проблему рассматривали многие отечественные и зарубежные ученые, однако ввиду специфики российской системы образования рассмотрим отечественный подход. Общие социально–психологические критерии адаптации к школе рассматривали такие авторы как Э.М. Александровская [1], Л.А. Венгер [4]. В работах авторов подчеркивается, что невозможно выделить абсолютно все критерии, по которым можно судить об успешности или неуспешности адаптации ввиду многогранности этого понятия.

В работах Л.С. Выготского (в частности, «Собрание сочинений. Детская психология» [6]) указывается, что процесс адаптации ребенка к обучению в школе должен осуществляться задолго до его поступления в школу.

Исследования Е.Г. Изотовой [9] опираются на базу конфликтологии, где автор утверждает, что есть тесная связь между тем, насколько успешно проходит адаптация к обучению в школе и тем, насколько конфликтен младший школьник. В свою очередь, автор приходит к выводу о том, что конфликтность провоцирует в дальнейшем отсутствие успехов в самом обучении [9].

Ряд исследований посвящен особенностям социально–психологической адаптации к обучению в школе детей с отклонениями в здоровье (например, Е.В. Леонова [17], Н.А. Степанова [26]).

Сегодня у термина «адаптация» есть огромное множество значений. Понятие адаптации используется не только в педагогической науке, но и в

ряде иных наук, в совершенно разных областях. Это понятие, которое имеет очень широкий смысл. В него включаются элементы от биохимического до социального.

Рассматривая общее определение адаптации, мы будем подразумевать что, прежде всего, адаптация – это процесс, который способствует тому, что организм приспосабливается к той или иной среде обитания. Также адаптацию в общем смысле можно определить как равновесие или достижение относительной гармонии, которая устанавливается между организмом человека и средой. Кроме того, можно рассматривать адаптацию в общем как систему, которая призвана стремиться к достижению цели любого характера и являющейся важной для неё [21, С. 150].

Первоначально термин «адаптация» был включен в биологическую науку, и в XIX в. рассматривался в курсе физиологии. В середине XIX века термин «адаптация» был предложен в качестве описание чувствительности зрительных анализаторов к воздействию внешних раздражителей. Адаптация происходит от латинских слов «приглашение», «пригодный»,

«приспособление», и под ней в общем смысле понимается процесс взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к приемлемой их аккомодации (приспособлению) деятельности в жизни.

Д.С. Лыгденова представляет адаптацию как «процесс вхождения личности в некие новые условия и освоение ею норм, правил и ценностей, новых социальных ролей и принятия их» [18, С. 60].

Если рассматривать адаптацию с позиций социальных наук, к которым относится и педагогика, то под адаптацией следует понимать процесс приспособления одного живого существа к другому. В психологии процесс адаптации как термин стал рассматриваться учёными в XX в. Так, интересно мнение Б.Г. Рубина и Ю.С. Колесникова, которые понимают под адаптацией

«процесс активного овладения социальными ролями» [8, С. 142]. Некоторые определения адаптации с позиций разных подходов представим ниже.

По мнению Е.М. Костериной, «адаптация – это результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности» [14, С. 247].

Согласно мнению М.И. Матюшичевой, «адаптация – не только приспособление к успешному функционированию в определенной среде, но и способность к дальнейшему личностному, психологическому и социальному развитию» [21, С. 450].

Как считает О.В. Хухляева, «адаптация – процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека» [28, С. 92].

По мнению В.А. Кручинина, «адаптация – это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды» [16, С. 3].

Рассмотрение именно социально-психологической адаптации приводит нас к тому, что под адаптацией целесообразно понимать некий процесс, при котором организм человека приспосабливается к новой для него среде. Социально-психологическая адаптация является в то же самое время необходимым условием для успешной социализации личности человека.

По мнению Э.М. Александровской, «в социально–психологической адаптации важным фактором является соотношение аккомодации и ассимиляции» [1, С. 10]. Эти понятия в процессе адаптации стал впервые рассматривать Ж. Пиаже. В то время как аккомодации обеспечивает модификацию функционирования организма к условиям внешней среды, то ассимиляция служит изменению тех или иных компонентов этой среды. Как считает Н.В. Савик, «такое понимание двух факторов адаптации очень важно для разработки направлений внешнего воздействия на процесс адаптации в педагогике» [24, С. 89]. Таким образом, эти понятия должны рассматриваться в социально-психологической адаптации первоклассников как ключевые.

Школьная адаптация1 является одним из самых серьёзных вопросов современной педагогики. Изменяя саму суть деятельности, осуществляя переход от игровой к учебной деятельности, ребёнок испытывает определённый стресс. В то же время не только ребёнок адаптируется к условиям школы, но и школа адаптируется к потребностям детей. Л.А. Венгер отмечает, что «невозможно, чтобы адаптация ребёнка к школе проходила вообще без каких-либо внутренних потерь: ухудшения самочувствия (хотя бы самый краткий период), повышенной впечатлительности, переживаниями» [4, С. 16]. Серьёзную обеспокоенность должны вызывать снижение самооценки и настроения первоклассника. Правильная организация процесса адаптации помогает ребенку развиваться далее в позитивном ключе, развивая трудолюбие, приобщаясь к общественной жизни. Хорошо организованная адаптация способствует созданию условий для адекватного усвоения знаний.

Прежде чем рассмотреть особенности социально-психологической адаптации к обучению в первом классе, требуется рассмотреть некоторые особенности младшего школьного возраста.

Многие физиологи отмечают, что к семи годам кора больших полушарий ребёнка является уже достаточно зрелой. Как справедливо отмечает М.Р. Битянова, «это обусловливает, в свою очередь, изменение регулирующей функции коры и проявления совершенно разных эмоций» [2, С. 112]. В то же время сегодняшний первоклассник – это вчерашний старший дошкольник, а, соответственно, ему свойственно поведение, связанное с легкой возбудимостью, эмоциональностью, неспособностью к длительному сосредоточению.

У разных детей в это время наблюдается разный уровень психофизиологического развития. По-прежнему идёт опережение у девочек, приблизительно на 1–1,5 года.

__________

Адаптация1 - Процесс приспособления к новой среде, ролям или деятельности. В школьном контексте это относится к способности ребенка адаптироваться к требованиям образовательной среды.



По мнению Г.Р. Чукмаевой, «переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту характеризуется значительными изменениями» [29, С. 108].

Как показывает реальная практика, в большинстве случаев невозможно определить истинные причины неуспешной социально-психологической адаптации, так как учитель всё же имеет некоторые ограничения в рамках традиционной педагогической компетенции. Вряд ли можно упрекать педагога в подобной педагогической несостоятельности, ведь природа школьной адаптации может быть представлена самыми разнообразными факторами [10].

Процесс адаптации в начальной школе предполагает переориентирование и принятие во внимание не только физической, но и психологической адаптации школьников к новому статусу. Физическая адаптация подразумевает под собой сохранение хорошего самочувствия и здоровья, уровня работоспособности, здорового сна и аппетита, отсутствие заболеваний и обострения хронических болезней. К психологической адаптации младших школьников относят такие параметры как учебная мотивация, уровень развития психических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию. Так, М.И. Матюшичева выделяет следующие уровни адаптации первоклассников к обучению в школе.

Для высокого уровня характерны: адаптация – 2 – 6 недель; положительная мотивация к обучению; легкое усвоение учебного материала; решение задач повышенной сложности; выполнение поручения педагога; есть друзья в классе; нет проблем со здоровьем.

Для среднего уровня характерны: адаптация – 2 – 3 месяца; от посещения школы нет негативных эмоций; усваивает материал с помощью наглядных пособий; может решить типовые задачи; под контролем выполняет все задания; есть дружеские отношения.

Наконец, низкий уровень социально–психологической адаптации характеризуется сроком более 3 – х месяцев; негативным отношением к школе; нарушением дисциплины; фрагментарным усвоением материала; малым общением с одноклассниками [21].

Таким образом, можно говорить о том, что адаптация первоклассника к условиям обучения в школе – это выстраивание адаптационных возможностей его организма к новой для него деятельности (учебной). В процессе социально– психологической адаптации младший школьник подстраивается под новый режим, новую социальную роль, новое окружение.

























1 Таблица

Aspect of the Problem

Description of the Problem

Possible Solutions

Psychological Readiness


Insufficient development of motivation, self-control, memory, and attention in preschool children.

- Use of developmental games.

- Individual sessions with a psychologist.

- Motivational conversations.

Social Adaptation


Difficulties in interacting with classmates and teachers, forming a sense of belonging to the group.

- Group training sessions.

- Creating conditions for teamwork.

- Parental involvement.

Emotional State


Experiences of anxiety, fear of school or teacher, stress from new learning conditions.

- Maintaining an emotionally supportive classroom atmosphere.

- Art therapy.

- Stress-relief games.

Physical Load


Difficulty adjusting to prolonged sitting, a new daily schedule, and increased workload.

- Regular physical breaks.

- Flexible lesson schedules.

- Relaxation exercises.

Communication Skills


Underdeveloped ability to communicate and interact with peers and adults. - Role-playing games.

- Teaching effective communication skills.

- Group projects.

    1. Социально–психологические условия организации адаптации к обучению в начальной школе


Создание условий для успешной адаптации младших школьников – это обязанность педагогических работников и коллектива школы в целом. При этом роль родителей, как отмечалось выше, также высока. Школа должна действовать сообща с родительским сообществом.

Согласно Е.Г. Изотовой, «развитие учебной деятельности – это не спонтанное явление, оно всегда будет зависит от тех условий, которые созданы в начальной школе, а также от уровня общественных отношений в области образовательного процесса. Для того чтобы младшие школьники освоили и переработали учебный предмет, необходимо направлять и развивать дидактическую организацию обучения на деятельность младших школьников» [8, С. 429].

Как считает А.И. Коротаева, «учебная деятельность сама по себе является противоречивой. С одной стороны, ученикам требуется понять учебную дисциплину, усвоить её суть, изучить множество теоретических представлений о явлении или предмете. С другой стороны, школа как образовательное учреждение должно создать необходимые условия для формирования познавательной активности и учебной мотивации у школьников младших классов» [13, С. 730].

Согласно этому, А.И. Коротаева выделяет три направления логики, решение которых способствует формированию соответствующих условий для успешной социально–психологической адаптации к обучению в начальной школе (по–иному, их можно назвать условиями успешной адаптации во взаимодействии, как системы): логика выстраивания предмета; логика усвоения предмета (учет знаний, умений и навыков, необходимых условий для формирования взаимосвязи); логика психического развития, учет психических новообразований, уровня развития индивида и их взаимодействие [13].

Научный интерес представляет в данном отношении статья М.И. Матюшичевой [21], актуальность рассмотрения которой связана с тем, что в настоящее время существует проблема вопроса воспитания детей и их обучения. Возникает необходимость формирования гармонии личности и социума уже на этапе начального образования с целью успешной адаптации индивидов. Автор предпринимает попытку выявить особенности социально- психологической адаптации в младшем школьном возрасте в учреждениях начального общего образования. При этом также отмечается важность учета условий обучения.

Представленная научная работа М.И. Матюшичевой является глубокой по причине того, что содержит в себе полноценные эмпирические результаты как по школе с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла, так и по школе с углубленным изучением математики. Автор применил в работе методику диагностики школьной тревожности Филлипса, рассмотрел доминантные интегральные показатели социально- психологической адаптации, а также выявил уровень самооценки младших школьников в школах с различной направленностью. Автор доказал гипотезу, согласно которой образовательная среда2 влияет на отдельные компоненты социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте [21].

Во многом также социально-психологическая адаптация3 зависит от того, есть ли взаимосвязь между объективными требованиями учебного предмета и возможностями самих обучающихся. Так, в разных классах может быть принципиально разный уровень начальной подготовки и возможностей учеников.

___________

Образовательная среда2 - Сочетание физических, социальных и психологических условий в школе, которые влияют на обучение и развитие студентов.

Социально-психологическая адаптация3 - Тип адаптации, сосредоточенный на корректировке эмоционального и социального поведения индивидуума к требованиям новой среды, такой как школа.


Е.В. Леонова отмечает, что «вследствие этого невозможно проводить адаптацию каждый раз по одной и той же схеме, с разными учениками» [17, С. 112].

В том случае, если в школе не будет организована социально- психологическая адаптация для младших школьников, то есть большая вероятность того, что большинство из них достигнет только среднего уровня адаптации к обучению в школе. Согласно ФГОС, создаются условия, которые будут способствовать всестороннему развитию личности школьника и формировать его готовность к дальнейшему обучению в средней школе [23]. Такие условия должны сформировать благоприятную среду для психического и физического здоровья первоклассника. Для того чтобы адаптация проходила наиболее успешно, согласно ФГОС, предлагается создание следующих условий, которые предлагает Н.Ф. Виноградова: организовать учебно-познавательную деятельность в соответствии с возрастом первоклассника; создать комфортные условия для общения детей; организовать щадящий режим уроков с постепенным переходов к обычному распорядку дня; соблюдать санитарно-гигиенические нормы; формировать благоприятное отношение семьи к новому статусу первоклассника; организовать активный досуг во внеурочное время; проводить постоянный мониторинг уровня адаптации детей [5].

Наиболее значимую роль в процессе социально-психологической адаптации младшего школьника к обучению в начальной школе играет педагог. От его профессионализма зависит эффективность реализации всех вышеназванных условий. Справедливо замечание О.Ю. Камакиной о том, что «для того чтобы создавать полноценные условия для обучения первоклассников, педагогу требуется наличие нужных материалов для ведения уроков, должны быть соблюдены условия для физического и психического развития. Учащиеся должны быть обеспечены мебелью в классе, которая способствует поддержанию нормального здоровья детей» [12, С. 91].

The role of the medical office, whose employees monitor the physical health of children, is also important. An important role is also played by a physical education teacher who can directly assess the condition and physical development of a particular student, react in time to existing problems and deviations in health [3].

To form a positive and successful socio–psychological adaptation of a first-grader to primary school education, it is necessary to assess the achievement of adaptation markers (fulfillment of criteria), which are proposed by A.I. Korotaeva. So, in her opinion, primary attention should be paid to the child's health– it can be used to determine physical and mental well-being, emotional harmony. It should also be borne in mind that when encountering new social situations, the child develops his own system of relations to the outside world. Positive markers are the development of a child's inner balance, self-confidence, respect for himself and people. With a favorable adaptation process, the emotional state is stabilized, the role of the teacher is adequately assimilated. The author also calls for accepting that parents are responsible for adaptation along with the school [13].

At the beginning of the academic year, a teacher – psychologist conducts an interview with each student in an atmosphere of goodwill and orientation towards optimistic long-term planning of activities. This is the first stage of prevention of school maladjustment. According to V.A. Kruchinin, "the second stage is the organization of a meeting with parents, during which the teacher-psychologist and the class teacher give recommendations on school education" [16, p. 4].

Большое значение должно уделяться и работе с родителями. Повышения педагогической образованности родителей должно являться одним из приоритетных направлений. Этого можно добиваться путём проведения родительских собраний, организации индивидуальных консультаций, разработки методических рекомендаций и советов родителям (памяток) [5].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, очевидно, что наиболее часто включаемыми в педагогический процесс условиями для социально– психологической адаптации первоклассников являются следующие: создание комфортных условий для общения детей; организация щадящего режима уроков с постепенным переходов к обычному распорядку дня; соблюдение санитарно-гигиенических норм; формирование благоприятного отношения семьи к новому статусу первоклассника; организация активного досуга во внеурочное время; проведение постоянного мониторинга уровня адаптации детей. Целесообразно, чтобы в процесс социально–психологической адаптации комплексно были внедрены мероприятия не только непосредственно относящиеся к обучающимся 1–го класса, но и их семей (родителей), а также педагогического состава.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что в возрасте 6 – 7 лет ребёнок изменяет свою социальную роль, к которой он должен привыкнуть, и принять её. Теперь он не дошкольник, а настоящий ученик. У ребёнка в первом классе резко меняется вид деятельности: с игровой на учебную. Для снижения негативных последствий такого резкого перехода в начальной школе, педагоги часто применяют игровые виды деятельности, которые включаются в ход занятия. Социально – психологическая адаптация подразумевает и адаптацию к новому коллективу, построению коммуникации с окружающими. Эффективно выстроенные коммуникативные связи помогают быстрее адаптироваться ребенку к обучению в школе и позволяют определить позицию, которую он занимает в классе. Следует учитывать и тот факт, что с поступлением в школу принципиально изменяется и двигательная активность: ее резкое ограничение может негативно отражаться на физическом и эмоционально – психическом развитии человека. В связи с этим следует активизировать вид активности на перемене (целенаправленно), в ходе проведения физкультминуток и на уроках физической культуры. В начальной школе обязательно должны быть созданы условия, позволяющие пройти социально–психологическую адаптацию для младшего школьника на успешном уровне.


ІІ.Опытно – экспериментальная работа по социально – психологической адаптации к обучению в начальной школе


    1. Диагностика социально – психологической адаптации младших школьников


Для того чтобы понять, как на практике реализуется процесс адаптации, а также какие ее этапы проходят первоклассники, требуется на конкретном примере провести опытно – экспериментальное исследование.

Целью опытно – экспериментальной работы является выявление и приведение доказательств наиболее эффективных социально- психологических условий адаптации младшего школьника к обучению в школе.

Для достижения цели опытно – экспериментальной работы ставится ряд задач:

  • провести первичную диагностику уровня социально– психологической адаптации первоклассников к обучения в начальной школе (констатирующий этап);

  • по итогам результатов первичной диагностики разработать условия, направленные на устранение негативных моментов в социально– психологической адаптации первоклассников, провести формирующий эксперимент (формирующий этап);

  • провести повторную диагностику уровня социально- психологической адаптации первоклассников к обучению в начальной школе после реализации разработанной Программы (контрольный этап).

Целью первичного этапа данной работы является изучение уровня социально – психологической адаптации первоклассников к условиям обучения в образовательной организации.

Для выявления уровня адаптации будут применены методики (таблица 2).




Таблица 2 – Методики определения уровня социально–психологической адаптации первоклассников к обучению в школе



Название методики

Цель

Методика наблюдения Р. Сирса

Выявление уровня тревожности у первоклассников

Цветовой тест отношений

Люшера

Изучение эмоционального состояния ребёнка в школе

«Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Ласкунова)

Выявление отношения ребёнка к школе и его мотивационную готовность4 через рисунок.



Рассмотрим применяемые методики в соответствии с целями, для которых они проводятся на констатирующем этапе эксперимента.

Цель методики наблюдения Р. Сирса – выявить школьников с высоким уровнем тревожности. Метод оценивания: наблюдение за детьми. Оценивается сразу несколько критериев (признаков), а для оценки используется шкала Сирса. Так, могут быть выявлены признаки: пугливость, плаксивость, агрессивность, обидчивость, нетерпимость, суетливость, потливость, проблемы с вниманием и концентрацией и другие.

При получении от 1 до 4 баллов диагностируется низкий уровень тревожности, при 5–6 – выраженный уровень тревожности, при 7 и более баллах уровень тревожности считается высоким.

После проведения первичной диагностики по методики Р. Сирса в контрольной группе испытуемых были получены результаты, представленные в таблице 3.


____________

Мотивационная готовность4 - Уровень интереса и энтузиазма, который демонстрирует ребенок к обучению и участию в учебной деятельности.

Таблица 3 – Результаты первичной диагностики проявления уровней тревожности у учащихся контрольной группы по методике Р. Сирса



Уровни тревожности

Количество учащихся

%

чел.

Не проявляется

13,4

3

Низкий

12,6

3

Пограничный

19,5

5

Высокий

55,5

15


По таблице мы видим, что у 15 учащихся (55,5%) – высокий уровень адаптации, пограничный у 5 детей (19,5%), низкий уровень у 3 учащихся (12,6%) и не проявляется у 3 учащихся (13,4%).

В процентном соотношении результаты данной методики представлены на рисунке 1.




13,4%


55,5%


12,6%





19,5%


Не проявляется

Shape3 Shape4 Низкий

Shape5 Shape6 Пограничный Высокий




Рисунок 1 – Отображение уровня тревожности учащихся контрольной группы при первичной диагностики по методике Р.Сирса, (%)


Результаты по выявлению уровня тревожного поведения в экспериментальной группы (по методике Р. Сирса) представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты проявления уровней тревожности у учащихся экспериментальной группы при первичной диагностики по методике Р.Сирса




Уровни тревожности

Количество учащихся

%

чел.

Не проявляется

15,4

4

Низкий

15,4

4

Пограничный

23,1

6

Высокий

46,1

12


Судя по результатам проведённой диагностики, мы видим, что признаки тревожности присутствуют у большинства обучающихся в той или иной мере:

  • 4 детей (15,4%) в классе, не испытывают тревожности, а наоборот, эмоциональный комфорт;

  • также 4 детей (15,4%) класса имеют низкий уровень тревожности;

  • у 12 детей (46,1%) имеется высокий уровень тревожности;

  • 6 детей (23,1%), находятся на пограничном уровне тревожности, то есть между средним и высоким уровнями.

В процентном соотношении результаты данной методики представлены графически на рисунке 2.


Shape7 15.4


Shape8 Shape9 46.1







Shape10 23.1

15.4

Не проявляется Низкий Пограничный Высокий




Рисунок 2 – Отображение уровня тревожности учащихся экспериментальной группы при первичной диагностики по методике Р. Сирса, (%).

Делая выводы по данной методике, мы видим, что общий уровень тревожности в экспериментальной группе достаточно высокий, эмоциональное состояние5 детей нестабильное.

Следующим тестом стал цветовой тест отношений Люшера. Цель теста

– изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к важным для него людям.

Во время проведения обследования учащемуся предлагается рассмотреть цветные карточки и ответить на определённые вопросы. В последнем задании необходимо выбрать самый красивый цвет из представленных у ребёнка, затем этот цвет убирают, и предлагают сделать то же самое с оставшимися цветами. При остатке трёх цветов, ребёнку необходимо выбрать самый непривлекательный цвет.

Цветовой тест Люшера дал возможность проанализировать адаптированность учащихся контрольной группы к обстановке в семье, к процессу обучения. Результат оценивается по преобладающему эмоциональному фону и физиологической работоспособности.

Проведя диагностику мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 3.

__________

Эмоциональное состояние5 - Чувства и эмоции, которые испытывает ребенок, такие как тревога, радость или стресс, которые могут повлиять на его способность адаптироваться к школе.



Благоприятность

обстановки в семье


94,8


Отсутствие переутомления


Положительный эмоциональный фон


Негативные установки по отношению к учителю


Состояние

компенсируемой усталости


Негативное отношение к школе


Перевозбуждение присутствует












3,8



1,7






10,5



23,1




67,9

93,7


Shape11 0 20 40 60 80 100


Рисунок 3 – Результаты первичной диагностики контрольной группы по цветовому тесту Люшера, (%)


Судя по полученным результатам, ожно сказать, что положительный эмоциональный фон – 17 человек (67,9%); у 24 человек (94,8%) благоприятная обстановка в семье, что способствует положительному прохождению адаптации ребенка в школе; 23 человека (93,7%) не имеют переутомления в ходе учебной деятельности; у 1 учащегося (1,7%) присутствует переутомление; у 6 учеников (23,1%) присутствует состояние компенсируемой усталости; 3 детей (10,5%) имеют негативную установку по поношению к учителю.

В целом, по данной методике можно сказать, что участники эксперимента, включённые в контрольную группу, прошли процесс адаптации.




    1. Формирующий этап педагогического эксперимента: разработка программы социально – психологической адаптации

Формирующий этап6 педагогического эксперимента представляет собой внедрение разработанных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем адаптации детей к школьному обучению. Этот этап включает разработку, апробацию и коррекцию программы социально-психологической адаптации.

1. Цель формирующего этапа

Создание условий, способствующих успешной адаптации первоклассников к школьной среде через разработку и реализацию комплексной программы, включающей работу с детьми, родителями и педагогами.

2. Задачи формирующего этапа

  • Создать благоприятную социально-психологическую атмосферу в классе.

  • Уменьшить уровень тревожности у учащихся.

  • Развить навыки общения и коллективного взаимодействия.

  • Повысить учебную мотивацию и сформировать позитивное отношение к школе.

  • Обеспечить взаимодействие между школой и семьей для поддержки ребенка.

3. Основные компоненты программы социально-психологической адаптации

1. Работа с детьми

Цель: облегчить процесс адаптации через игры, занятия и тренинги.

__________

Формирующий этап6 - Фаза, в которой реализуются мероприятия, направленные на улучшение адаптации.


Игровая деятельность:

  • Игра «Знакомство» для установления контакта между детьми.

  • «Круг дружбы» – дети передают мяч и называют положительные качества своих одноклассников.

  • Тренинги на снижение тревожности:

  • «Мой день в школе»: обсуждение школьных ситуаций и способов их решения.

  • Дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию.

  • Обучение коммуникативным навыкам:

  • Ролевые игры, например, «Как попросить помощь».

  • Упражнения на развитие умения слушать собеседника.

  • Творческая деятельность:

  • Рисунки на тему «Моя школа».

  • Коллективное изготовление поделок, что способствует сплочению.

2. Работа с родителями

Цель: вовлечение родителей в процесс адаптации ребенка к школе.

Лекции и консультации:

  • «Роль родителей в адаптации первоклассника».

  • «Как поддержать ребенка в сложных ситуациях».

  • Совместные мероприятия:

  • Праздники, экскурсии, игры с участием родителей.

  • Индивидуальная работа:

  • Консультации для родителей детей, испытывающих трудности.

  • Рекомендации по созданию благоприятной домашней атмосферы.

3. Работа с педагогами

Цель: обучение педагогов созданию условий для комфортной адаптации учащихся.

Тренинги для учителей:

  • «Как работать с тревожными детьми».

  • «Методы сплочения коллектива».

  • Методические рекомендации:

  • Использование игровых форм обучения.

  • Организация интерактивных занятий.

  • Оценка микроклимата в классе:

  • Проведение анкетирования для выявления уровня комфорта учащихся.

  • Регулярный анализ поведения и эмоционального состояния детей.

4. Методы и формы работы

Методы:

  • Психологические: диагностика, тренинги, коррекционные занятия.

  • Педагогические: интерактивные уроки, проектная деятельность.

  • Социокультурные: участие в праздниках, экскурсиях, выставках.

Формы:

  • Индивидуальная: работа с детьми, имеющими выраженные трудности адаптации.

  • Групповая: занятия в классе, групповые игры, тренинги.

  • Коллективная: общешкольные мероприятия, работа с родителями.








5 Таблица


Этап

Мероприятия

Цель

1. Вводный этап


- Игры на знакомство («Я и мои одноклассники»).

- «День открытых дверей» для родителей.

Помочь детям адаптироваться в новом коллективе, вовлечь родителей в школьную жизнь.

2. Основной этап


- Тренинги на снижение тревожности.

- Ролевые игры7 для развития общения.

- Арт-терапия («Нарисуй школу»).

Укрепить уверенность детей, развить коммуникативные навыки, улучшить эмоциональное состояние.

3. Заключительный этап


- Коллективные мероприятия (выставки, праздники).

- Анкетирование родителей и учителей.

Оценить эффективность программы, закрепить положительный эффект адаптации.


__________


Ролевые игры7 - Деятельность, в которой дети принимают различные роли для практики социальных навыков и изучения различных сценариев, способствующая их социально-психологическому развитию.

Ожидаемые результаты программы:

  • Снижение уровня тревожности у детей.

  • Улучшение навыков общения и взаимодействия в коллективе.

  • Повышение учебной мотивации.

  • Формирование устойчивых позитивных отношений между детьми, учителями и родителями.

  • Создание комфортной образовательной среды для каждого ученика.


Формирующий этап педагогического эксперимента является важнейшей частью исследования, так как позволяет не только выявить проблемы, но и предложить эффективные способы их решения. Комплексная программа социально-психологической адаптации способствует успешному включению детей в образовательный процесс, формирует у них устойчивое позитивное отношение к обучению и школе.


Программа социально-психологической адаптации строится на основе следующих принципов:


  • Индивидуальный подход: учет возрастных, психологических и социальных особенностей каждого ребенка.

  • Системность: мероприятия охватывают детей, родителей и педагогов.

  • Принцип позитивного подкрепления: развитие уверенности через поощрение успехов и достижений.

  • Комплексность: сочетание психологических, педагогических и игровых методик.

  • Включенность в социум: помощь детям в построении дружеских связей и эффективного взаимодействия с окружающими.






2.2 Проверка динамики социально – психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе на контрольном этапе эксперимента


Контрольный этап8 эксперимента направлен на оценку эффективности программы социально-психологической адаптации и анализ изменений в уровне адаптации младших школьников к условиям обучения.

1. Цель контрольного этапа

Определить динамику изменений в социально-психологической адаптации учащихся начальных классов после реализации формирующей программы.

2. Задачи контрольного этапа

  1. Провести повторную диагностику уровня адаптации учащихся.

  2. Сравнить полученные результаты с данными, собранными на диагностическом этапе.

  3. Выявить позитивные изменения, определить проблемы, требующие дальнейшего решения.

  4. Разработать рекомендации для дальнейшей работы с детьми, педагогами и родителями.

3. Методы проверки динамики адаптации

1. Психологические методы

Тестирование на уровень тревожности: используется повторно для определения эмоциональных изменений (например, методика А.М. Прихожан).

Проективные методики: рисунки («Моя школа», «Я и мои одноклассники»), позволяющие выявить эмоциональное отношение ребенка к школе.

Наблюдение: фиксация изменений в поведении детей в учебной и игровой деятельности.

__________

Контрольный этап8 - Заключительный этап эксперимента, на котором оценивается эффективность внедренных мероприятий и анализируются изменения в уровне адаптации.

2. Социометрия

Проводится повторный социометрический опрос для оценки изменений в межличностных отношениях и положении ребенка в классе.


3. Опросы и интервью

  • С детьми: обсуждение их впечатлений о школе, изменениях в их отношении к учебе.

  • С родителями: оценка их взглядов на изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей.

  • С педагогами: выявление изменений в успеваемости и уровне вовлеченности детей в учебный процесс.

4. Анкетирование

Использование анкет для самооценки учащимися своих эмоций и отношения к школе, а также для сбора обратной связи от родителей и учителей.



6 Таблица

Критерий

Показатели до программы

Показатели после программы

Эмоциональное состояние

Высокий уровень тревожности.

Снижение тревожности, повышение уверенности.

Учебная мотивация

Низкий интерес к учебе.

Повышение интереса, активное участие в уроках.

Самооценка

Низкая самооценка, неуверенность.

Повышение уверенности в себе.





Этапы проверки динамики

1. Подготовительный этап

  • Выбор методик и подготовка диагностических материалов.

  • Информирование родителей и учителей о процедуре повторной диагностики.

2. Проведение диагностики

  • Тестирование, анкетирование, наблюдение и интервью проводятся аналогично диагностическому этапу.

  • Результаты фиксируются в индивидуальных картах учащихся.

3. Анализ данных

  • Сравнение результатов до и после реализации программы.

  • Построение графиков и таблиц для наглядного представления изменений.

4. Подведение итогов

  • Формулирование выводов о динамике адаптации.

  • Разработка рекомендаций для дальнейшей работы с детьми, педагогами и родителями.

Пример анализа динамики адаптации

7 Таблица

Параметр

До программы

После программы

Изменения

Тревожность

Высокий уровень у 60% детей.

Высокий уровень у 20% детей.

Снижение тревожности у 40% детей.

Социальная активность

50% детей не вовлечены в общение.

85% детей активно общаются с классом

Рост вовлеченности на 35%.

Учебная мотивация

Низкая у 40% детей.

Низкая у 10% детей.

Повышение мотивации у 30% детей.


Выводы:

  • Реализация программы адаптации позволила снизить уровень тревожности у большинства детей.

  • Учащиеся стали увереннее в себе, повысили уровень социальной активности.

  • Учебная мотивация9 улучшилась за счет позитивной атмосферы и поддержки со стороны учителей и родителей.

Рекомендации:

  • Педагогам: продолжать использовать игровые и тренинговые методы для укрепления адаптации.

  • Родителям: регулярно обсуждать с ребенком его эмоции и успехи, поддерживать положительное отношение к учебе.

  • Психологам: продолжать индивидуальную работу с детьми, имеющими выраженные трудности в адаптации.

  • Контрольный этап эксперимента подчеркивает важность системной работы всех участников образовательного процесса для создания комфортной и поддерживающей среды в начальной школе.

Assessment of the Dynamics of Socio-Psychological Adaptation of Primary School Children During the Control Phase of the Experiment

The control phase of a pedagogical experiment is critical for evaluating the success of strategies implemented during the formative stage. This phase measures the progress in the socio-psychological adaptation of children to the school environment and identifies remaining challenges.

Objectives of the Control Phase

  1. Measure the effectiveness of interventions implemented to improve adaptation.

  2. Identify key changes in students’ behavior, emotional state, and social relationships.

___________

Учебная мотивация9 - Внутренний стимул и интерес, который побуждает ребенка участвовать в учебных заданиях и образовательных мероприятиях.


  1. Establish whether the learning environment meets the psychological and social needs of children.

Develop a data-driven approach for further adaptations and recommendations. Importance of Monitoring Dynamics

Monitoring the socio-psychological adaptation of primary school children serves several purposes:

  • Detecting shifts in emotional and social well-being.

  • Understanding how children integrate into the classroom setting.

  • Evaluating the readiness of the school system to accommodate diverse psychological and social needs.

Key Areas for Assessment

  1. Emotional Adjustment

  • Levels of anxiety, fear, or stress when attending school.

  • Positive or negative emotions associated with learning.

  1. Social Interaction

  • Ability to establish friendships and interact with peers.

  • Relationship dynamics with teachers and other authority figures.

  • Academic Engagement

  1. Motivation to participate in classroom activities.

  • Focus and persistence in learning tasks.

  1. Behavioral Changes

  • Signs of disruptive behavior or withdrawal.

  • Active participation in group tasks and classroom discussions.

Methods for Tracking Dynamics

1. Psychological Tools

  • Emotional Drawings: Asking children to visually represent how they feel about school.

  • Storytelling Activities: Using narrative methods to understand a child’s perspective on their school experience.

2. Observational Analysis

  • Monitoring children during unstructured times, such as breaks or group projects, to assess real-life social dynamics.


3. Group Feedback Sessions

  • Conducting group discussions where children express their feelings about school in a safe and structured environment.

4. Academic Performance Metrics

  • Analyzing changes in grades, participation rates, and task completion to link academic performance with socio-psychological well-being.

5. Parental and Teacher Reports

  • Regular surveys and interviews with parents and teachers to gather external observations on children’s development and adaptation.

Criteria for Successful Adaptation

  • Emotional Stability: Reduced signs of stress, anxiety, or fear.

  • Positive Social Interactions: Increased engagement with peers and teachers.

  • Motivational Growth: Demonstrated interest in academic tasks and school life.

  • Self-Confidence: Growth in self-esteem and independence.


The control phase emphasizes the measurable impact of interventions on children’s adaptation to school. Long-term monitoring ensures that successful strategies are integrated into the overall educational process, contributing to the holistic development of young learners.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В первой главе курсовой работы были рассмотрены понятие адаптации, социально – психологические проблемы адаптации, связанные с обучением. Также в этой главе определяются социально-психологические условия организации адаптации к обучению в начальной школе.

Школьная адаптация является одним из самых серьёзных вопросов современной педагогики. Изменяя саму суть деятельности, осуществляя переход от игровой к учебной деятельности, ребёнок испытывает определённый стресс. В то же время не только ребёнок адаптируется к условиям школы, но и школа адаптируется к потребностям детей.

Начинает формироваться новый уровень самооценки, возникает критическое мышление к самому себе. В начальной школе самооценка несколько снижается, и это нормальный этап развития человека. Оценки для младшего школьника – это внешняя оценка его собственных знаний, умений и навыков со стороны окружающих людей. Школа с первых дней ставит для ребёнка новые цели и задачи, которые не связаны с тем опытом, который он получал ранее в дошкольном учреждении. Обучение в школе требует мобилизации и активизации физических и интеллектуальных сил ребёнка: новый коллектив, личность педагога, изменение режима трудового дня и отдыха, непривычно длительное ограничение физической активности.

Если адаптация к условиям обучения в начальной школе происходит неблагоприятно, то такой школьник проявляет эмоциональную раздражительность, излишнюю впечатлительность, может вступать в конфликты, проявлять неадекватное поведение и агрессивность. Всё это приводит к тому, что школьная адаптация становится серьёзной проблемой для педагогической практики. В результате школьной дезадаптации у первоклассников снижается учебная мотивация, они не могут наладить взаимоотношения со сверстниками, в дальнейшем у них могут формироваться девиантные формы поведения.

В возрасте 6–7 лет ребёнок изменяет свою социальную роль, к которой он должен привыкнуть, и принять её. Теперь он не дошкольник, а настоящий ученик. У ребёнка в первом классе резко меняется вид деятельности: с игровой на учебную. Для снижения негативных последствий такого резкого перехода в начальной школе, педагоги часто применяют игровые виды деятельности, которые включаются в ход занятия. Социально- психологическая адаптация подразумевает и адаптацию к новому коллективу, построению коммуникации с окружающими. Эффективно выстроенные коммуникативные связи помогают быстрее адаптироваться ребенку к обучению в школе и позволяют определить позицию, которую он занимает в классе. Следует учитывать и тот факт, что с поступлением в школу принципиально изменяется и двигательная активность: ее резкое ограничение может негативно отражаться на физическом и эмоционально– психическом развитии человека. В связи с этим следует активизировать вид активности на перемене (целенаправленно), в ходе проведения физкультминуток и на уроках физической культуры. В начальной школе обязательно должны быть созданы условия, позволяющие пройти социально–психологическую адаптацию для младшего школьника на успешном уровне.

Во второй главе проводится опытно – экспериментальная работа по социально – психологической адаптации к обучению в начальной школе, описываются результаты трех этапов эксперимента.

Гипотеза исследования, согласно которой процесс социально- психологической адаптации младшего школьника будет происходить наиболее эффективно, если соблюдать следующие условия: сформированы благоприятные возможности для формирования адекватной, здоровой самооценки младшего школьника; налажен эффективный механизм взаимодействия с семьей младшего школьника; организована своевременная подготовка педагогического состава в области оказания всесторонней

помощи для первоклассников и их семей по адаптации к обучению в школе, находит подтверждение в полной мере.

Для достижения цели опытно–экспериментальной работы были достигнуты задачи:

    • проведена первичная диагностика уровня социальной адаптации первоклассников к условиям обучения в школе (констатирующий этап). Общий эмоциональный фон учащихся 1 «Б» класса положительный. У большинства детей хорошее настроение, положительные эмоции в отношении посещения школы и занятий, что говорит об отсутствии нарушения адаптационного процесса. Большая часть класса не переутомляется, но явно имеются дети с признаками дезадаптации. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией – 5 школьников (16,7%), а с негативным отношением к школе, то есть со школьной дезадаптацией 4 человека (13,3%);

    • по итогам результатов первичной диагностики разработана программа, направленная на устранение негативных моментов в адаптации первоклассников, проведен формирующий эксперимент (формирующий этап). Данная программа включала в себя мероприятия по трем направлениям: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми (учащимися). Отдельно были проведены родительские собрания, педагогические семинары и консилиумы. Для самих первоклассников были запланированы и проведены игры и упражнения, основной целью которых было познание самого себя и принятие новой роли – школьника, а также повышение уровня коммуникативных навыков и взаимодействия с одноклассниками, в школьном коллективе;

    • проведена повторная диагностика уровня социальной адаптации первоклассников к условиям обучения в школе после прохождения мероприятий согласно разработанной Программе (контрольный этап).

Проведенная коррекционная работа способствовала адаптации детей к условиям школы, что нашло свое отражение в стабилизации общего

эмоционального фона учащихся, выражающегося в хорошем настроении, положительных эмоциях в отношении посещения школы и занятий. По результатам исследования, общий уровень тревожности в классе снизился, эмоциональное состояние детей стабилизировалось. У большинства учащихся выявлен положительный эмоциональный фон, а также благоприятная обстановка в семье.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель опытно – экспериментального исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


This study explored the socio-psychological adaptation of primary school children to the learning environment, focusing on the challenges they face during the transition to formal education. The research highlights that successful adaptation is a multifaceted process influenced by emotional, social, and cognitive factors.

The experimental work conducted within the framework of the study demonstrated the effectiveness of a comprehensive program that includes support for students, parents, and teachers. The formative stage interventions, such as games, role-playing, group activities, and communication training, contributed significantly to reducing anxiety, enhancing social interactions, and improving academic motivation.

Key findings of the research include:

  1. A significant reduction in anxiety levels among students, leading to a more positive emotional attitude toward school.

  2. Improved communication skills and stronger peer relationships, fostering a sense of belonging within the class.

  3. Increased learning motivation and engagement, as evidenced by greater participation in classroom activities.

  4. Enhanced cooperation between teachers and parents, resulting in a more supportive learning environment for children.

  5. The control phase of the experiment confirmed the dynamic progress in students' adaptation, proving the relevance and efficacy of the proposed methods. Regular monitoring and evaluation were essential in refining the program and addressing persistent challenges.

This research thoroughly examined the socio-psychological adaptation of primary school children to the educational environment, addressing both the challenges and strategies necessary for a smooth transition into school life. The findings underscore the critical role of emotional well-being, social integration, and academic motivation in achieving successful adaptation.

The experimental program implemented during the formative stage demonstrated tangible benefits:

  1. Anxiety levels among children decreased significantly, allowing them to approach learning with greater confidence and positivity.

  2. Communication and collaboration skills improved, enabling stronger connections with peers and teachers.

  3. Learning motivation increased as students became more engaged in classroom activities and showed enthusiasm for academic tasks.

  4. The strengthened relationship between parents and educators created a supportive ecosystem that directly contributed to the children’s adjustment.

The control phase confirmed the dynamic improvement in students’ adaptation, highlighting the importance of regular assessment and feedback in refining educational approaches. These results validated the effectiveness of the proposed program and its applicability to broader educational settings.

In conclusion, the socio-psychological adaptation of primary school children is a multifaceted process that requires the integration of psychological, pedagogical, and social efforts. By prioritizing individualized support, emotional well-being, and collaboration between school and family, educators can create an environment where children thrive both academically and socially.


Список используемой литературы



  1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 2008. 153 с.

  2. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М.: Педагогический поиск, 1997. 256 с.

  3. Булаев Д. Ю., Сахарова Т. Н. Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 190–195.

  4. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 2012. 289 с.

  5. Виноградова Н. Ф. Актуальные проблемы современного начального образования // Начальная школа. 2017. 9. С. 3-9.

  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина / Акад.пед.наук. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

  7. Жулина Г. Н., Кулешова Н. В. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению // Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2015. С. 208-213.

  8. Изотова Е. Г. Взаимосвязь социально–психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. 71–2. С. 428–431.

  9. Изотова Е. Г. Особенности конфликтов и эмоционального климата в начальной школе // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции [18 декабря 2019 г.] / под науч.ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 127-132.

  10. Изотова Е. Г. Школьная адаптация как фактор успешности обучения в начальных классах // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции

«Чтения Ушинского». Ч.1. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 140-144.

  1. Камакина О. Ю. Особенности социально–психологической адаптации младших школьников на ступени основного общего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. 10. С. 77–82.

  2. Камакина О. Ю., Соловьева М. А. Влияние психологической готовности детей младшего школьного возраста на успешность адаптации к школьному обучению // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей шестой всероссийской интернет – конференции. Ярославль, 2016. С. 90-93.

  3. Коротаева А. И., Кузьмин М. Ю. Особенности социально- психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью

// Педагогический имидж. 2020. № 4 (49). С. 729-742.

  1. Костерина Е. М. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно– практической заочной конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. С. 247- 248.

  2. Красникова Т. В. Технология психолого–педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. 58–1. С. 126–129.

  3. Кручинин В. А., Куимова Н. Н., Иванова И. А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 1- 12.

  4. Леонова Е. В., Глебова Ю. Ю. Проблемы социально- психологической адаптации младших школьников с ограниченными

возможностями здоровья к условиям инклюзивного образования // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2016. № 1-1. С. 109- 117.

  1. Лыгденова Д. С. Психологическое просвещение родителей в процессе профилактики социальной дезадаптации младших школьников // StudNet. 2021. № 7. С. 55–62.

  2. Лысенко А. Психологическая адаптация первоклассников к школе // Учитель. 2016. № 4. С. 22-24.

  3. Матюшичева М. И. Креативность и социально-психологическая адаптация в младшем школьном возрасте // Научное мнение. 2017. № 9. С. 76-82.

  4. Матюшичева М. И. Социально-психологическая адаптация младших школьников в различных условиях обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. 60-3. С. 449-452.

  5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция от 28.09.2021) [Электронный ресурс]: URL: https://fgos.ru (дата обращения: 01.02.2022).

  6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г 286 [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 30.01.2022).

  7. Савик Н. В. Социальная адаптация младших школьников в условиях дополнительного образования // Вестник науки и образования. 2019. № 18(72). С. 89–91.

  8. Семенова Т. С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе // Начальная школа плюс До и После. 2014. 8. С. 13-15.

  9. Степанова Н. А., Кузьмина А. В. Особенности социально- психологической адаптации соматически ослабленных школьников // Вестник науки и образования. 2018. 17-2 (53). С. 68-70.

  10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г 996-р.

  11. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М., 2003. 172 с.

  12. Чукмаева Г. Р. Социально-психологическая адаптация школьников к обучению в среднем звене школы // Научный потенциал. 2020.

№ 4 (31). С. 107-109.

  1. Ширшова Л. В. Особенности адаптации первоклассников к обучению в начальной школе // Молодой ученый. 2020. № 25(315). С. 432– 433.

.















Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
28.01.2025
330
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Жариялаған:
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі