Сообщение на тему: «Как геймификация помогает преодолеть трудности в изучении русского языка и литературы».
Геймификация – это использование игровых элементов и принципов в образовательном процессе для повышения мотивации и эффективности обучения. Мы рассмотрим, как геймификация может помочь обучающимся преодолеть трудности в изучении русского языка и какие преимущества она имеет. Также мы рассмотрим конкретные примеры игровых методик, которые можно использовать в коррекции учебных затруднений.
Один из первых
видов деятельности ребёнка – игра. Через неё познаётся мир,
формируются личный опыт и убеждения. Игре как важной части
дидактического процесса уделяли много внимания В. Сухомлинский, А.
Макаренко, Я. Корчак, а также множество других учёных. Так,
польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра –
характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря
которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что
игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и
активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру
можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным
образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и
навыков [Толкачёва Л. П.].
Игра –
естественная среда ребёнка, и любовь к ней присуща даже достаточно
взрослым детям. Так, на место кукол и машинок приходят
интеллектуальные игры, такие как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»,
активные (футбол, волейбол, пионербол), настольные, компьютерные.
Поэтому важно не отрицать ученические увлечения, а направлять их в
нужное русло.
Игра – это в
некотором смысле творческий процесс, она требует мобилизации
умственных способностей, разжигает энтузиазм и интерес. Как часто
нам приходится слышать вопросы, подобные этому: «А зачем нам это
знать, чем данные знания помогут в жизни?» и т. д. Можно вдаваться
в долгие объяснения или просто предложить игру – тут же применить
полученные знания, умения на практике. В таком случае возникает
ситуация, когда сам ученик стремится к получению новых знаний,
умений и навыков – так он расширяет «инструментарий», которым
сможет пользоваться при решении различных задач. Ещё Я. Корчак
отмечал, что игры – та область, где взрослые предоставляют
инициативу ребенку, и он чувствует себя до некоторой степени
независимым. [Корчак Я.]
Игровые методы
работы позволяют облегчить работу с гиперактивными или быстро
утомляемыми учениками, т. к. это не просто новая деятельность – это
смена настроения, напряжения, позы за столом и возможность
пообщаться с одноклассниками, почувствовать командный дух и
принимать самостоятельные решения, нести ответственность за команду
или личный зачёт. Зачастую пассивные дети, включаясь в процесс,
начинают проявлять интерес к предмету, постепенно входя в процесс
активной работы на уроке.
Методика
преподавания языковых дисциплин не исключает внедрения
нестандартных элементов, и это позволяет нам расширить
инструментарий познавательной деятельности учащихся, разнообразить
учебный процесс и привить, поддержать интерес к языку и его
составляющим.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На уроках
применяю следующие виды дидактических
игр.
1.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности
учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают
умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений:
кроссворды, ребусы,
викторины.
2.
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению
учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть
выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий,
высказывания гипотез.
3.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.
Учащиеся соревнуются, разделившись на
команды.
ПРИМЕРЫ ИГР
«Орфографическое
лото».
Заготавливаются
карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях:
о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое
слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их.
Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот,
кто первый правильно закроет все
пропуски.
Примеры
карточек.
к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох
б_тон
в_трина
г_рбарий
«Собери
фразеологизм»
Как; Макар;
свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах;
канул; телят; в воду; не гонял;
ежовых.
Ответы:
- Куда Макар
телят не гонял.
- Как в воду
канул.
- Ветер свистит
в карманах.
- На языке
вертится.
- В ежовых
рукавицах.
Игровые
задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных
норм.
«Мягкая
посадка»
При отработке
какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес,
активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч
и какое слово (какой вопрос)
прозвучит.
Как проходит
игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает
ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет
спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос
правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием,
продолжает стоять и пытается исправить свое
положение.
Игра «Я
работаю волшебником»
Игра не только
пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять
полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена
нарицательные в
собственные.
Птица орел
(город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля
(планета Земля), вкусный изюм (город
Изюм).
Игра
«Соберём полянку цветов»
Ребята, вы
любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а
у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а
только те, в которых есть ЦИ-. Я заранее готовлю карточки со
множеством цветов, среди которых и цветы на нужную нам
орфограмму.
• Ребята
образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане (можно
использовать двусторонний скотч) Кто
быстрее.
Нарциссы
Астры
Гиацинты
Гладиолусы
Глициния
Лилии
Цикламены
Георгины
Настурция
Хризантемы
Годеция
Сирень
Циния
Тюльпан
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.
«Напиши
письмо литературному герою»
Учащиеся пишут
письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к
эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к
поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его
поведение. Например: после изучения рассказа К. Паустовского
«Телеграмма» семиклассники пишут письма Насте, героине
произведения, с советами о взаимоотношениях матери и
дочери.
В 6 классе
пишут письмо девочке Дине, их ровеснице, в котором передают свои
мысли и чувства, своё отношение к поступкам
героини.
«Виртуальная
встреча»
Учащиеся
называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они
встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе
собеседнику.
Например:
разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца;
душевная беседа Евгения Онегина и Пьера
Безухова.
«Таинственный
сундук»
Называя
предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому
герою принадлежат названные вещи.
Например:
Письмо, колодка, кукла (Жилин, «Кавказский
пленник»).
Газета, орден,
ночная рубашка (Генералы из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть
о том, как один мужик двух генералов
прокормил»).
Мешок, кисть, черевички (Вакула, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь).
«Интерьер»
Назовите автора
и само произведение, из которого взято описание внутреннего
помещения в здании.
«Флигель
соединен был деревянной галереей….. В углу, на плюшевом стуле,
хозяин сидел. Комната плавала во тьме, в окно, сквозь стеклянные
перья мороза, густо синел ранний вечер». (В.В. Набоков
«Рождество»).
«Соорудил в ней
кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, под кроватью
находился дюжий сундук, в уголку стоял столик, а возле столика –
стул на трёх ножках». ( И.С. Тургенев
«Муму»).
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения повой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (учителя не придерживаются какой-то определенной классификации и называют свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.
Итак, подводя
итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли
достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры
расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся
значимыми, так как ученик побывал в роли литературного
персонажа.
На уроке
создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в
роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа
помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь
товарищу.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Сообщение
Сообщение
Сообщение на тему: «Как геймификация помогает преодолеть трудности в изучении русского языка и литературы».
Геймификация – это использование игровых элементов и принципов в образовательном процессе для повышения мотивации и эффективности обучения. Мы рассмотрим, как геймификация может помочь обучающимся преодолеть трудности в изучении русского языка и какие преимущества она имеет. Также мы рассмотрим конкретные примеры игровых методик, которые можно использовать в коррекции учебных затруднений.
Один из первых
видов деятельности ребёнка – игра. Через неё познаётся мир,
формируются личный опыт и убеждения. Игре как важной части
дидактического процесса уделяли много внимания В. Сухомлинский, А.
Макаренко, Я. Корчак, а также множество других учёных. Так,
польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра –
характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря
которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что
игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и
активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру
можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным
образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и
навыков [Толкачёва Л. П.].
Игра –
естественная среда ребёнка, и любовь к ней присуща даже достаточно
взрослым детям. Так, на место кукол и машинок приходят
интеллектуальные игры, такие как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»,
активные (футбол, волейбол, пионербол), настольные, компьютерные.
Поэтому важно не отрицать ученические увлечения, а направлять их в
нужное русло.
Игра – это в
некотором смысле творческий процесс, она требует мобилизации
умственных способностей, разжигает энтузиазм и интерес. Как часто
нам приходится слышать вопросы, подобные этому: «А зачем нам это
знать, чем данные знания помогут в жизни?» и т. д. Можно вдаваться
в долгие объяснения или просто предложить игру – тут же применить
полученные знания, умения на практике. В таком случае возникает
ситуация, когда сам ученик стремится к получению новых знаний,
умений и навыков – так он расширяет «инструментарий», которым
сможет пользоваться при решении различных задач. Ещё Я. Корчак
отмечал, что игры – та область, где взрослые предоставляют
инициативу ребенку, и он чувствует себя до некоторой степени
независимым. [Корчак Я.]
Игровые методы
работы позволяют облегчить работу с гиперактивными или быстро
утомляемыми учениками, т. к. это не просто новая деятельность – это
смена настроения, напряжения, позы за столом и возможность
пообщаться с одноклассниками, почувствовать командный дух и
принимать самостоятельные решения, нести ответственность за команду
или личный зачёт. Зачастую пассивные дети, включаясь в процесс,
начинают проявлять интерес к предмету, постепенно входя в процесс
активной работы на уроке.
Методика
преподавания языковых дисциплин не исключает внедрения
нестандартных элементов, и это позволяет нам расширить
инструментарий познавательной деятельности учащихся, разнообразить
учебный процесс и привить, поддержать интерес к языку и его
составляющим.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На уроках
применяю следующие виды дидактических
игр.
1.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности
учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают
умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений:
кроссворды, ребусы,
викторины.
2.
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению
учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть
выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий,
высказывания гипотез.
3.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.
Учащиеся соревнуются, разделившись на
команды.
ПРИМЕРЫ ИГР
«Орфографическое
лото».
Заготавливаются
карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях:
о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое
слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их.
Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот,
кто первый правильно закроет все
пропуски.
Примеры
карточек.
к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох
б_тон
в_трина
г_рбарий
«Собери
фразеологизм»
Как; Макар;
свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах;
канул; телят; в воду; не гонял;
ежовых.
Ответы:
- Куда Макар
телят не гонял.
- Как в воду
канул.
- Ветер свистит
в карманах.
- На языке
вертится.
- В ежовых
рукавицах.
Игровые
задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных
норм.
«Мягкая
посадка»
При отработке
какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес,
активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч
и какое слово (какой вопрос)
прозвучит.
Как проходит
игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает
ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет
спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос
правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием,
продолжает стоять и пытается исправить свое
положение.
Игра «Я
работаю волшебником»
Игра не только
пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять
полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена
нарицательные в
собственные.
Птица орел
(город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля
(планета Земля), вкусный изюм (город
Изюм).
Игра
«Соберём полянку цветов»
Ребята, вы
любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а
у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а
только те, в которых есть ЦИ-. Я заранее готовлю карточки со
множеством цветов, среди которых и цветы на нужную нам
орфограмму.
• Ребята
образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане (можно
использовать двусторонний скотч) Кто
быстрее.
Нарциссы
Астры
Гиацинты
Гладиолусы
Глициния
Лилии
Цикламены
Георгины
Настурция
Хризантемы
Годеция
Сирень
Циния
Тюльпан
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.
«Напиши
письмо литературному герою»
Учащиеся пишут
письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к
эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к
поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его
поведение. Например: после изучения рассказа К. Паустовского
«Телеграмма» семиклассники пишут письма Насте, героине
произведения, с советами о взаимоотношениях матери и
дочери.
В 6 классе
пишут письмо девочке Дине, их ровеснице, в котором передают свои
мысли и чувства, своё отношение к поступкам
героини.
«Виртуальная
встреча»
Учащиеся
называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они
встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе
собеседнику.
Например:
разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца;
душевная беседа Евгения Онегина и Пьера
Безухова.
«Таинственный
сундук»
Называя
предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому
герою принадлежат названные вещи.
Например:
Письмо, колодка, кукла (Жилин, «Кавказский
пленник»).
Газета, орден,
ночная рубашка (Генералы из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть
о том, как один мужик двух генералов
прокормил»).
Мешок, кисть, черевички (Вакула, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь).
«Интерьер»
Назовите автора
и само произведение, из которого взято описание внутреннего
помещения в здании.
«Флигель
соединен был деревянной галереей….. В углу, на плюшевом стуле,
хозяин сидел. Комната плавала во тьме, в окно, сквозь стеклянные
перья мороза, густо синел ранний вечер». (В.В. Набоков
«Рождество»).
«Соорудил в ней
кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, под кроватью
находился дюжий сундук, в уголку стоял столик, а возле столика –
стул на трёх ножках». ( И.С. Тургенев
«Муму»).
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения повой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (учителя не придерживаются какой-то определенной классификации и называют свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.
Итак, подводя
итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли
достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры
расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся
значимыми, так как ученик побывал в роли литературного
персонажа.
На уроке
создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в
роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа
помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь
товарищу.
шағым қалдыра аласыз













