Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
статья
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Новикова Ирина Геннадьевна
Формирование двигательных навыков и развитие физических качеств у современных школьников посредством подвижных игр
Статья направлена на применение игрового метода на уроках физической культуры, обеспечивающего формирование двигательных способностей и физических качеств у школьников. Мы живем в мире информационных технологий, в котором значительное место занимают различные гаджеты. Малоподвижный образ жизни детей и подростков может серьезно отразится на их здоровье. Ведущая роль творческого учителя это заинтересовать множеством способов обучения физической культуре, привлечь учащихся к занятиям спортом, так как урок является широкодоступным средством для разностороннего развития школьников.
Ключевые слова: физическая культура, подвижные игры, физические качества, двигательные навыки
Игровая деятельность убирает усталость после интенсивной интеллектуальной работы, воздействует на формирование физических способностей школьников всех возрастов. С игровой деятельностью дети знакомятся в раннем детстве, учатся согласовывать свои действия, развивать внимание и произвольную память. Позднее игра становится ведущей деятельностью в жизни детей и подростков. Движение – основное действие в игре, для нее характерны активные творческие двигательные действия, которые ограничиваются правилами, обусловленными прохождением различных трудностей на пути к достижению поставленной цели [2, с. 222]. Все движения в игровых заданиях просты, естественны, понятны, доступны к выполнению. Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют собой разнообразный набор средств комплексного развития физических качеств, поддерживают работоспособность на уроке и являются профилактикой различных заболеваний.
Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами. Связь эта взаимная, чем разнообразнее движения, тем легче школьнику добиться успеха в двигательной активности. Возникает обширный двигательный опыт, значительно увеличивается количество движений для различных частей тела. В основе уроков физической культуры лежит освоение двигательных навыков и умений: сила, быстрота, ловкость, выносливость. В старшем школьном возрасте увеличиваются индивидуальные различия и это необходимо учитывать в обучении и развитии двигательных способностей. Развитие этих способностей выражается путем применения подвижных и игровых заданий, обеспечивает общую физическую подготовленность обучающихся, устраняет недостатки их физического развития и двигательных навыков. Позитивные показатели физической подготовленности достигаются за счет выполнения многократных действий, что будет являться основой создания и закрепления двигательных навыков [3, с.82]. Но такая изнурительная работа вызывает потерю интереса к занятиям даже у сознательных школьников, что является нормальной реакцией организма на скучные уроки. Правильно подобранная игра дает возможность учащимся демонстрировать компетентность и сноровку в движении, получать удовольствие от разнообразных упражнений. Игровые задания должны занимать приблизительно 30% от общего времени урока и применять их нужно в каждой части урока.
В начале урока рекомендуется проводить игры с невысокой двигательной активностью для подготовки организма к основной работе. В середине урока все задания должны быть направлены на усвоение и закрепление основных двигательных качеств. На этом этапе повышается общая координация движений, развивается быстрота, выносливость, меткость, способность целенаправленно владеть своим телом. В конце урока проводятся игры, не требующие напряжения и возбуждения.
Формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств у школьников не всегда происходит параллельно. Хороший результат получится при рациональном сочетании освоения техникой движений и двигательными умениями, так как успех физической подготовки зависит в значительной мере от соотношения уровня развития физических качеств и степени формирования двигательных навыков. Двигательные навыки формируются на фоне развития физических качеств [4, с.100]. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц, способствует улучшению здоровья, оказывает благотворное влияние на формирование двигательного опыта в школьном возрасте. В играх укрепляются навыки основных движений. Учителю важно видоизменять задания, регулировать нагрузки, исходя из индивидуальных особенностей учащихся с учетом их состояния здоровья и двигательной подготовленности. Для учащихся младшего школьного возраста рекомендуют игровой материал с сюжетными и имитационными играми, с несложными упражнениями, способствующими усвоению первоначальных навыков (бег, прыжки, метания) и развитию внимания, ловкости, ориентированию в пространстве. Постепенно формируются навыки самостоятельной работы. При проведении подвижных игр у учащихся старшего возраста необходимо закреплять естественные виды движений и изучать новые, более сложные игры с элементами единоборств. Разнообразные методики проведения подвижных игр позволяют улучшить уровень развития физических качеств и формирование двигательных навыков. Учитель должен компетентно подходить к выбору игрового материала, это позволит улучшить качественную физическую подготовку и закрепить ранее изученные двигательные действия. Необходимо принимать во внимания, что совершенствование навыков может быть благоприятным при условии правильного применения игровых средств и методов. В ходе исследовательской работы выбраны задания, способные рационально повысить двигательную активность школьников. Проведена экспериментальная работа в двух группах с одинаковым количеством учащихся. В экспериментальную группу вошли обучающиеся 4 «а» класса, с которым систематически в течение полугодия проводились подвижные игры и эстафеты. Контрольную группу составил 4 «б» класс, в котором игровые задания проходили эпизодически. Программа тестирования включала три вида тестов: прыжок в длину с места, прыжки на скакалке за 30 сек, челночный бег 3х10м. В начале исследования исходные данные в обеих группах не отличались.
Таблица 1
Результаты тестирования в конце эксперимента
Контрольные упражнения |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Разность результатов |
челночный бег 3х10м (сек.) |
8,9 |
9,3 |
0,4 |
прыжок с места (см.) |
148 |
143 |
0,7 |
прыжки на скакалке (кол-во) |
51 |
45 |
0,6 |
Проведен подсчет средней арифметической разности результатов, который определялся по t – критерию Стьюдента [1, с.198]. Проведенный эксперимент подтверждает, что итоговые показатели физических качеств учащихся контрольной и экспериментальной группы отличались. Средние арифметические данные экспериментальной группы улучшились по сравнению с контрольной: в челночном беге на 0,4 сек., в прыжке с места на 0,7 см., в прыжках на скакалке 0,6 раз. Исходя из итога эксперимента можно сделать вывод, что постоянное включение подвижных игр на уроках качественно влияет на всестороннее развитие учащихся. Таким образом, правильное применение учителем игрового материала привело к позитивным изменениям развития физических и двигательных качеств участников экспериментальной группы.
Список литературы
-
Абзалов Р.А. Теория физической культуры /Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов - Казань: Вестфалика, 2013. - 198 с.
-
Былеева Л.В. Подвижные игры. – М. :Физкультура и спорт,1983.- 222с.
-
Горбачева О.А. Подвижные игры. – МОО. :Академия безопасности и выживания, 2017. – 82с.
-
Филин В.П.Теория и методика спорта- М. : Физкультура и спорт,1987. -100с.