«Использование цифровых образовательных
ресурсов в начальной школе»
Адильбаева Айнура
Дуйшембековна,
учитель начальных
классов
второй категории,
КГУ «Средняя школа имени Т.Рустембекова с
ДМЦ»
На сегодняшний день использование информационных
технологий в школе является одним из важнейших ключевых моментов в
совершенствования и оптимизации учебного процесса, особенно в
классах, перешедших на обновленное содержание образования.
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
вносят изменения в образование согласно с требованиями сегодняшнего
дня — жизни в информационном
обществе.
Важнейшей составляющей образования в современных
условиях является начальное формирование информационной
компетентности, которая позволит эффективно использовать
информационные технологии и интегрированный подход в обучении,
добиваясь экономии времени и реальной разгрузки обучающихся.
Необходимым условием качественного современного образования сегодня
является гармоничное сочетание традиционного обучения с
использованием передовых технологий. Использование новых
информационных технологий в современной начальной школе является
одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации
учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и
приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок
интересным и запоминающимся для обучающихся. ЦОРы, информационные
учебно-методические комплексы, как и другие развивающие
образовательные системы, предлагают вносить изменения в приоритеты
в образовании в соответствии с требованиями сегодняшнего дня —
жизни в информационном обществе, где
главное:
• не
запоминать большой набор готовых знаний, а уметь ими пользоваться,
ориентироваться в их системе, самостоятельно расширяя и применяя
знания и умения по мере необходимости, решая возникающие в жизни
задачи, т.е. в процессе обучения важно сформировать функционально
грамотную личность.
• не
заучивать все подряд, а учиться выбирать главное и интересное,
сформировать такое умение поможет принцип минимакса, согласно
которому учебные материалы содержат как обязательные для всех
знания (минимум), так и избыточные знания (максимум), которые
учащиеся могут усваивать, предварительно сделав
выбор.
• не искать
и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое,
делать выводы, принимать решения и отвечать за них, используя
проблемно-диалогическую технологию. Это обеспечивает создание
мотивации у обучающихся, а главное позволяет подготовить их к
самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям
в жизни, когда приходится использовать полученные знания и
умения.
Отмечу несколько самых востребованных способов
использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе младших
школьников. Электронное пособие применяется непосредственно при
объяснении нового материала или закреплении уже пройденного.
Использование ЦОР, особенно в начальной школе, позволяет при
минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как
следствие повысить наглядность и увлекательность урока,
визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в
отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные
пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места. ЦОРы
помогают мне наглядно и доходчиво изложить материал, причем может
быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно
если я использую, например, собственные презентации, дополняя их
вычлененными из ЭУК цифровыми образовательными ресурсами. Также
ЦОРы могут быть полезны при подготовке раздаточного материала,
подготовка которых почти всегда является для достаточно трудоемким
процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве
ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых
файлов.
На мой взгляд, следует отметить большие
возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭУК.
Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками
домашних заданий. ЦОРы могут быть востребованы при выполнении
заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все
материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое
сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики,
диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком
методе использования ЦОР у обучающихся возникает больший интерес к
предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать
себя исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее
эффективным способом реализовывать межпредметные
связи.
Ещё одним возможным способом использования
целостных ЭУК, а также вычлененных ЦОР является их применение при
проведении текущего контроля знаний обучающихся и уровня усвоения
ими материала. После объяснения материала в большинстве случаев
организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми
обычно принято понимать проведение тестирования знаний обучающихся.
Здесь применение соответствующего программного обеспечения
позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в
индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться
конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. При этом
идентификатором обучающегося будет являться его сетевое имя, и,
следовательно, исключается возможность списывания. К достоинствам
данного подхода можно отнести и программное отслеживание хода
решения, информирование преподавателя наглядным способом (с
использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных
ответов как у одного ученика, так и группы, выполняющей
тестирование. В некоторых ЭУК вводится ранжированная система
оценивания по конкретным вопросам и темам, к которым они относятся;
упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости,
исключается возможное негативное отношение преподавателя к
конкретному ученику, т.е. психологический
фактор.
Использование мультимедийных пособий дает
возможность накопления ЭУК и ЦОР по конкретному предмету или
направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых
ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и
каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор
наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для учителей,
так и для учеников.
Следующий метод наиболее характерен для предметов
естественно-научного цикла, а также информатики и ИКТ. Речь идет об
использовании интерактивных ЦОР в качестве тренажеров. В данном
случае программно создается модель объекта, явления или процесса,
максимально приближенная к реальности. Такой способ использования
может быть полезен не только в преподавании такого предмета как
информатика и ИКТ. Возможно смоделировать практически любой процесс
или явление, поведение того или иного устройства, а это наряду с
остальным позволяет унифицировать учебный процесс, перевести
выполнение опасных или дорогостоящих опытов на
компьютер.
Эффективным способом использования ЦОР и ЭУК
может явиться дистанционное образование, дающее возможность ученику
и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с
материалом, выполнять практические работы и тестовые задания, что
весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников,
обучающихся на домашнем обучении или находящихся в
отъезде.
Необходимостью использования ЦОР считаю
благоприятный фон для достижения успеха и психологического комфорта
работы обучающегося с учебным материалом. Как показывают
исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров
на пути становления творческих способностей. Поэтому использование
ЦОР на уроках в начальной школе исключает такую возможность:
компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные
эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу,
тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя
мотивацию.
Одной из важнейших особенностей современных
средств обучения является тенденция к унификации ресурсов.
Наибольшую ценность для широкого использования представляют
ресурсы, которые требуют от преподавателя минимальных навыков
работы на компьютере и максимально унифицируют работу школьника.
Одной из популярных является Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсов, которая создается в ходе проекта
«Информатизация системы образования» на федеральном уровне.
Инструментальные средства также успешно используются для размещения
учебных материалов в сети и их постоянного обновления. Наиболее
яркими примерами информационных ресурсов, представленных в
Интернете, могут служить: веб-сайты, посвященные отдельным сферам
образования, предметной области, уровню обучения, образовательным
ресурсам и т.п.
Использование ЦОР в учебной и внеурочной
деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и
самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои
возможности и способности. Работа с цифровыми образовательными
ресурсами увеличивает пространство, в котором школьники могут
развивать свою творческую и познавательную активность,
реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать
те способности, которые зачастую остаются невостребованными на
уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха,
что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную
деятельность.
Список использованной
литературы.
1. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и
коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование.
2000. № 8. С. 9-12.
2. Сайков Б.П. Организация информационного
пространства обр. учреждения: Практическое руководство. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2005.
3. Цветкова М.С. Модели комплексной
информатизации общего образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2007.
4.
http://school-collection.edu.ru