Материалдар / Статья «Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе»

Статья «Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе»

Материал туралы қысқаша түсінік
ПРО ИКТ в образовании.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Маусым 2018
374
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе»

Адильбаева Айнура Дуйшембековна,учитель начальных классов второй категории,КГУ «Средняя школа имени Т.Рустембекова с ДМЦ»

На сегодняшний день использование информационных технологий в школе является одним из важнейших ключевых моментов в совершенствования и оптимизации учебного процесса, особенно в классах, перешедших на обновленное содержание образования. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) вносят изменения в образование согласно с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе.Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности, которая позволит эффективно использовать информационные технологии и интегрированный подход в обучении, добиваясь экономии времени и реальной разгрузки обучающихся. Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. ЦОРы, информационные учебно-методические комплексы, как и другие развивающие образовательные системы, предлагают вносить изменения в приоритеты в образовании в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе, где главное:

• не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь ими пользоваться, ориентироваться в их системе, самостоятельно расширяя и применяя знания и умения по мере необходимости, решая возникающие в жизни задачи, т.е. в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность.

• не заучивать все подряд, а учиться выбирать главное и интересное, сформировать такое умение поможет принцип минимакса, согласно которому учебные материалы содержат как обязательные для всех знания (минимум), так и избыточные знания (максимум), которые учащиеся могут усваивать, предварительно сделав выбор.

• не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения и отвечать за них, используя проблемно-диалогическую технологию. Это обеспечивает создание мотивации у обучающихся, а главное позволяет подготовить их к самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям в жизни, когда приходится использовать полученные знания и умения.

Отмечу несколько самых востребованных способов использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе младших школьников. Электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Использование ЦОР, особенно в начальной школе, позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места. ЦОРы помогают мне наглядно и доходчиво изложить материал, причем может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если я использую, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из ЭУК цифровыми образовательными ресурсами. Также ЦОРы могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которых почти всегда является для достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.На мой взгляд, следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭУК. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий. ЦОРы могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЦОР у обучающихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.Ещё одним возможным способом использования целостных ЭУК, а также вычлененных ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний обучающихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний обучающихся. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. При этом идентификатором обучающегося будет являться его сетевое имя, и, следовательно, исключается возможность списывания. К достоинствам данного подхода можно отнести и программное отслеживание хода решения, информирование преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного ученика, так и группы, выполняющей тестирование. В некоторых ЭУК вводится ранжированная система оценивания по конкретным вопросам и темам, к которым они относятся; упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости, исключается возможное негативное отношение преподавателя к конкретному ученику, т.е. психологический фактор.Использование мультимедийных пособий дает возможность накопления ЭУК и ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для учителей, так и для учеников.

Следующий метод наиболее характерен для предметов естественно-научного цикла, а также информатики и ИКТ. Речь идет об использовании интерактивных ЦОР в качестве тренажеров. В данном случае программно создается модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности. Такой способ использования может быть полезен не только в преподавании такого предмета как информатика и ИКТ. Возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, а это наряду с остальным позволяет унифицировать учебный процесс, перевести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер.Эффективным способом использования ЦОР и ЭУК может явиться дистанционное образование, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с материалом, выполнять практические работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, обучающихся на домашнем обучении или находящихся в отъезде.Необходимостью использования ЦОР считаю благоприятный фон для достижения успеха и психологического комфорта работы обучающегося с учебным материалом. Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование ЦОР на уроках в начальной школе исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию.Одной из важнейших особенностей современных средств обучения является тенденция к унификации ресурсов. Наибольшую ценность для широкого использования представляют ресурсы, которые требуют от преподавателя минимальных навыков работы на компьютере и максимально унифицируют работу школьника. Одной из популярных является Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая создается в ходе проекта «Информатизация системы образования» на федеральном уровне. Инструментальные средства также успешно используются для размещения учебных материалов в сети и их постоянного обновления. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить: веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.Использование ЦОР в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Работа с цифровыми образовательными ресурсами увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.







Список использованной литературы.1. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. 2000. № 8. С. 9-12.2. Сайков Б.П. Организация информационного пространства обр. учреждения: Практическое руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.3. Цветкова М.С. Модели комплексной информатизации общего образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.4. http://school-collection.edu.ru

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ