«Трудные дети»
Преподаватель Сейсенбаева А.Т.
Посеешь
поступок - пожнешь привычку,
посеешь
привычку – пожнешь характер,
посеешь
характер – пожнешь судьбу.
Сегодня речь пойдет не об ответственности детей
за учебу или чистоту в своей комнате, а об их ответственности
и перед законом. К сожалению, сегодня криминальная активность среди
молодежи устойчиво велика. Особую тревогу вызывает преступность
подростков, несовершеннолетних. Практика показывает, что около 2/3
преступников, совершающих преступления неоднократно, совершили
первое преступление именно в подростковом
возрасте.
Не
уделяя внимания детям и не занимаясь воспитанием детей, тем самым
родители создают обстановку нетерпимости и равнодушия. Это в
последующем способствует становлению несовершеннолетнего подростка
на опасный путь. Как правило, высокий процент преступников
приходится на так называемые неблагополучные семьи. В таких семьях
несовершеннолетние систематически совершают правонарушения, которые
влекут меры административного наказания: уклонение от учебы,
прогуливание занятий, систематический уход из
дома.
Проблема преступности подростоков является одной
из самых актуальных на сегодняшний день. В большинстве случаев
преступления совершаются несовершеннолетними преимущественно
старшего возраста (16-17 лет), но также имеются случаи, когда
преступления совершают подростки 14-15 лет.
Из
всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними,
наиболее опасными являются уголовные
преступления.
Рост числа заранее организованных, групповых
преступлений, стремление создать для себя материальные выгоды путем
совершения преступлений. Во всем этом содержится потенциальная
возможность совершения этими лицами в будущем еще более опасных
преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно
пресечено.
Необходимо отметить, что преступность подростков
чаще всего носит групповой характер. Статистика показывает, в
последнее время все чаще среди подростков младшего возраста
появляются лидеры старшего возраста, которые устанавливают
определенные порядки, стараясь подчинить младших.
В
возрасте 14-15 лет, у подростка еще не сложилось мировоззрение и он
подвержен влиянию окружающих. Как правило, в учебном заведении
подросток надеется самоутвердиться как личность, получить поддержку
в дворовых группировках. Однако, в действительности у него
усиливаются такие качества как лживость, агрессивность, жестокость,
стремление властвовать над другими, пропуск уроков без
причин. Причиной является то, что многие подростки увлечены
ночными компьютерными залами, а также бесцельным времяпровождением
по дворам и подъездам.
Преступления совершаются несовершеннолетними в
основном группой в состоянии алкогольного опьянения, вследствие
отсутствия должного контроля со стороны родителей и педагогов,
неограниченного пребывания вне дома, а также в силу отсутствия
некоторых элементов интеллектуального, волевого и психического
развития, характерного для подросткового
возраста.
Основной причиной, побуждающей несовершеннолетних
на совершение преступлений, является удовлетворение своих
имущественных потребностей.
Подростки могут свернуть на преступный путь по
разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и
условий – до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не
освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к
тяжелым последствиям.
Основная
обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина -
соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать
права и законные интересы других
лиц.
Родители или другие законные представители
обязаны создавать в пределах своих способностей и финансовых
возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития
ребенка. Родители обязаны воспитывать ребенка, осуществлять
уход за ним, содержать его материально, заботиться о его
благосостоянии, обеспечивать жилищем, а также нести ответственность
за их действия.
Среди дворов подростки попадают под влиятельное
воспитание ранее судимых лиц, безработных, которые ориентируют их
на совершение уголовных проступков, тем самым в последующем,
определяя их возможности как в физических, так и духовых качеств,
манипулируя их поведением среди других криминальных лиц для
втягивания в преступные группировки.
Выявляются случаи нахождения подростков в
развлекательных заведениях в ночное время без сопровождения
законных представителей.
Преступником сразу не становятся. Путь к нему
начинается исподволь – с нарушения школьной дисциплины, пропусков
занятий, пустого времяпровождения. Как правило, все это становится
начальной стадией других тяжких преступлений.
В
целях профилактики преступлений и правонарушений среди
несовершеннолетних, воспитания правового сознания студентов,
формирования навыков самостоятельного принятия ответственного
решения, формирования навыков критического анализа сложных ситуаций
в Жамбылском гуманитарном высшем колледже в течение ряда лет
традиционно для студентов 1 курсов проводятся классные часы,
внеклассные мероприятия, встречи с сотрудниками полиции. К таким
мероприятиям привлекаются и родители студентов. Кураторы
первокурсников, педагоги и сотрудники полиции рассказывают
студентам, что своё название кодекс получил благодаря тому, что
когда-то за совершенные преступления люди отвечали собственной
головой. Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти
честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во
многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления
в поисках легкой наживы. Психологом и социологом колледжа
проводятся анкетирования и личные беседы, на которых обсуждаются
проблемы преступности среди несовершеннолетних, объясняются вновь
зачисленным студентам особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Тезис о нулевой терпимости, озвученный первым
президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сегодня положен в
основу работы всех правоохранительных органов и педагогического
коллектива нашего колледжа. Воспитывать нетерпимость к
правонарушениям и нелицеприятным поступкам необходимо с детства. И
задавать тон добропорядочности и законопослушности тоже нужно
практически с пеленок. Вспомните из детства «Что такое хорошо и что
такое плохо…?» Эта строчка из доброго стихотворения актуальна и
поныне – родители и общество обязаны научить своих детей культуре и
уважительному отношению к жизни.
Все
чаще педагоги и инспекторы полиции от вполне благополучных
родителей слышат такое: «Я доверяю своему ребенку, ему уже
семнадцать, он взрослый и не позволит себе ничего лишнего. В нашей
семье прекрасное воспитание!..» Однако почему-то прекрасное
воспитание и добропорядочность позволяют всей семьей не уважать
законы страны, в которой эта семья живет.
Ребенок без присмотра, в ночное время на улице
может быть как раз-таки не преступником, а потенциальной жертвой.
Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего несут не только родители или лица, их
официально заменяющие, но и педагоги или другие работники учебного
заведения, которые обязаны осуществлять надзор за
несовершеннолетним.
Независимо от возраста, каждый гражданин нашей
республики является членом нашего общества и имеет права на
образование, труд, отдых, охрану здоровья, жилища, участие в
управлении государственными и общественными делами и многое другое.
Вместе с тем ни один гражданин не в праве поступать только так, как
ему хочется. Он должен во всем сочетать свои интересы с интересами
государства. Вот почему осуществление прав и свобод гражданином
неотделимо связано от исполнения своих
обязанностей.