Ыбырай Алтынсарин у истоков технического и
профессионального образования.
В
этом году великому педагогу – просветителю казахского народа Ыбыраю
Алтынсарину - 180 лет со дня рождения. Он вошел в историю
Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный
деятель и демократ.
В
педагогической деятельности Ыбырая Алтынсарина большое место
занимали вопросы трудового обучения, приобретения детьми
профессиональных навыков и умений. При этом, профессиональное
обучение совмещалось с общеобразовательной подготовкой и трудовым
воспитанием. Начав дело с открытия ремесленного училища имени Я.П.
Яковлева в Тургае, занимался организацией ремесленных классов при
двуклассных училищах. Организовал поступление казахских детей в
Красноуфимское промышленно – техническое училище.
В
1883 году им было создано Тургайское Яковлевское ремесленное
училище (со столярно-токарным, слесарно-кузнечным и портняжными
отделениями). В том же году открывается Оренбургская учительская
семинария. Ы.Алтынсариным было открыто 12 русско-казахских училищ,
различных типов школ.
Великий педагог способствовал зарождению и
организации профессионального образования в казахской степи.
Предметом его особой заботы являлось профессионально-техническое
обучение казахских девушек. Проявляя настойчивость и упорство, он в
1887 году в Иргизе организовал первую школу, снабженную специальным
оборудованием, которая была рассчитана на 20 мест. В школе девушки
учили русский язык и арифметику, учебные дисциплины были направлены
на освоение ткаческого искусства. Им была подготовлена специальная
программа по овладению девушками определенных технических знаний,
умений, навыков. В последующие годы такие школы открываются и в
других населенных пунктах.
Ыбырай Алтынсарин глубоко понимал важность
профессионального обучения молодежи, призывал казахскую молодежь к
овладению различными видами искусств. Открыл первое
профессионально-техническое учебное заведение прикладного искусства
в г.Тургай (1883 год). В 1888 году в Орске открыл школу для
подготовки учителей начальных классов из числа казахской
молодежи.
По
его мнению, и мы согласны с этим, труд формирует человека во всех
отношениях, что у детей необходимо формировать жажду труда. Что
только в таком случае труд станет натурой человека, его жизненной
потребностью, источником личного наслажденья и счастья. Ыбырай
Алтынсарин сумел связать коренные вопросы развития просвещения и
профессиональной школы в Казахстане с общественно-политической
жизнью казахского народа. В поддержку профессионального образования
он оставил завещание о том, что свои земли передает во владение
открывающегося в Кустанае сельскохозяйственного училища. Внедрил в
систему профессионального обучения методику, которая используется в
ряде профессий и сегодня.
При
открытии профессиональных школ он руководствовался идеями
мыслителей Востока и использовал труды великого русского педагога
К.Д. Ушинского, работы которого по своей глубине, актуальности
поставленных и разрешенных вопросов не имели себе
равных.