Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Учитель и Педагог казахской степи.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Учитель и Педагог казахской степи.
Ибрай Алтынсарин (1841—1889) — выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель — родился 20 октября 1841 г.После отличного окончания школы в 1857 г. (Оренбург) И. Алтынсарин работал писарем у своего деда бия Балгожи, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1860 г. ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 г. он назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды И. Алтынсарина.
Если окунуться в процесс истории, то административно-политические реформы 1867—1868 гг., которые происходили в тот период по управлению краем И. Алтынсарин встречает с надеждой, потому что считает их полезными для казахского народа. Приход Ибрая на историческую сцену, связан, прежде всего с его просветительской деятельностью. Официально находясь на службе в сфере народного образования, Алтынсарин не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имеющиеся у него возможности для привлечения молодежи к учебе.
В 1879 г. Ибрай Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области. Конечно, организация работы учебных заведений в крае была делом нелегким. К тому же по службе он был целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его деятельность на просветительской ниве. Все его инициативы касательно просвещения и грамотности могли быть претворены в жизнь только с одобрения губернатора. Реформы шли с трудом и в самой России не говоря уже и на задворках империи. Ведь управлять неграмотным народом проще всего.
Используя свои права и полномочия, действуя со сформировавшимися в тот период политическими и экономическими условиями, И. Алтынсарин постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям. Одно из направлений яркой деятельности Ибрая как организация ремесленных, сельскозозяйственных школ. Просветитель уделял огромное внимание постановке работы разнопрофильных школ , что и актуально на современном этапе развития нашего общества , где может привести к дефициту некоторых профессий , и на земле некому будет работать. Поэтому он в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая. Это прежде всего связано с тем , на мой взгляд, что казахи переходили от полукочевого ведения хозяйства к оседлости. То есть , если проводить параллель с современностью закладывалась предпосылки малого бизнеса. Человек овладевший профессией мог прокормить свою семью и зарабатывать на жизнь. Интересны и познавательны оставленные им очерки и заметки исторического характера. В своих произведениях он уделял большое внимание воспитательному воздействию. В известном рассказе “Қыпшақ Сейтқұл” с одобрением отзывался об изменениях в жизни казахов, занявшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ибрай Алтынсарин в произведениях “Талаптың пайдасы” (“Польза от учения”), “Байлық неде?” (“В чем заключается богатство?”) отразил свою мечту о лучшей доле казахского народа.
Его стремление учить детей своего народа , чтоб потом впоследствии они могли быть полезными своему народу и приобщались к достижениям земледелия , промышленности встречали сопротивление с одной стороны царской колониальной политики , как бы не мешая, но при этом не поддерживая идеи широкого образования, с другой стороны это на тот период духовенство. Сам просветитель действительно выступал против невежества, суеверия, замыкая в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые использовали ислам в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии. Вот и сейчас в мире происходит искажение учения ислама в угоду радикальных исламистов.
Здесь нужно также отметить , что современниками Алтынсарина были такие выдающие умы того периода как Абай Кунанбаев, Шокан Уалиханов , русские писатели и европейские, которые тоже думали о просвещенности своего народа. Ибраю Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера в спасительность знания для развития общества и каждого человеческого индивида. С приходом технологий и новшеств, развитием научно технического прогресса в нашем современном мире нужно прививать культ знаний и нашим детям, так как мы учителя сами являемся носителями этих знаний и последователями великого Педагога. Поэтому нужно проделывать работу по организации учебных заведений( постройкой новых школ), подбору кадров, оснащению и снабжению школ, заботы о детях, мелочах быта и т.д. Чтобы наше государство вошло и заняло достойное место в образованном и цивилизованном инновационном мире.Само творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаем нашего народа. Мировоззрение Ибрая складывалось под влиянием устного народного творчества, прогрессивной русской культуры, трудов европейских мыслителей. Алтынсарин, как и Валиханов, верил в путь просвещения и приложил немало усилий в дело народного просвещения Казахстана. Алтынсарин является первым народным учителем казахов. В период за 1887 -1889 годы, когда Ибрай работал инспектором народных училищ, он сумел открыть множество новых школ, издать учебный материал, написал "Казахскую хрестоматию". Хотя Ибрай Алтынсарин не писал труды на специальные философские темы, но в его произведениях, посвященных проблеме просвещения, наблюдается своеобразное мировосприятие писателя. Особую ценность имеет этические и эстетические взгляды Алтынсарина. Например, в стихотворениях "Лето" и Тека" писатель отлично рисует красоту природы, не жалея красок изображения чистой воды, сочной зелени леса, голубого горизонта. В трудах и письмах относительно вопросов просвещения, писатель затрагивает проблему преподавания уроков музыки, рисования казахским детям. Из этого следует, что Алтынсарин придавал огромное значение эстетическому воспитанию молодежи. Ведь и из наших деток могут ведь вырасти отличные художники и музыканты . Такие А. Кастеев , Роза Багланова, Куляш Байсеитова, Димаш и многие другие деятели искусства и творчества. Его взгляды и мысли по эстетическому воспитанию можно считать бесценным наследием, подчеркивающим высокую культуру их обладателя. В своих трудах Ибрай уделял и воспитанию личности , идее дружбы народов. Нужно интегрироваться в мировое пространство со своей культурой, знаниями. Ведь наша профессия характеризуется ответственностью за судьбу подрастающего поколения , каждого обучающегося, общества и государства. Каков наш труд сейчас, таким будет и общество завтра. Поэтому, без мыслей Ибрая Алтынсарина, философии Абая Кунанбая , которые воплощали идеи народной педагогики, нам думаю не обойтись .Само творческое наследие и его педагогические идеи в области педагогики и сейчас являются актуальными и современными, особенно в наше время, потому что они направлены на то, чтобы человека сделать прекрасным, уберечь от пошлости, облагородить, ввести в связь с обществом и миром в это постковидное время.
«….Дети в школу идите. В памяти крепко, навек. Знания сохраните»
Не стареет гимн –призвание великого сына казахского народа. Он хотел видеть свой народ образованным и в год своего 180-летия со дня рождения УЧИТЕЛЯ можно сказать, что люди через годы пронесли его идеи, память и благодарность перед заслугами Великого педагога, что свою трудовую деятельность он прожил не зря.
Учитель школы-гимназии 83 --- Кусаинов Кайрат Зейникешович