Жумагалиева Д.Ш. – магистр,
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР
ЗКО
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Одним из ведущих факторов модернизации системы
образования является изменение роли учителя в современном цифровом
обществе. Вместе с тем, учитывая сложившиеся обстоятельства по
стране и миру в целом, в условиях пандемии организация учебного
процесса возможна только в форме дистанционного обучения. В связи с
этим педагоги всех уровней образования, работая на «удаленке» в
домашних условиях, мобилизуя свой профессиональный опыт, мастерство
и ресурсы, самостоятельно, без помощи ІТ специалистов проводят
уроки в формате дистанционного обучения.
С целью организации качественного образования
необходимо научить педагогов всех категорий применению
дистанционных образовательных технологий, максимально используя
возможности интернет-платформ и программ.
Для разработки Образовательной программы курсов
повышения квалификации педагогических кадров по дистанционным
образовательным технологиям для учителей общеобразовательных школ
АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» с
16-17.05.2020 года было проведено анкетирование с целью диагностики
профессиональных затруднений и потребностей педагогов по вопросам
организации дистанционного обучения.
Опросник был разработан на казахском и русском
языках с использованием приложения «google.com/forms» и проведен
путем экспресс анкетирования:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScfpwj-7xsrZAJ3CYvcX-R9mmqM94BS8zn-9DzgffYxRnBm0Q/viewform?usp=sf_link
– опросник на казахском языке;
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeR23tLqVNOIS9NyESKZAwA2WZQw847MsOGGHYVMfUJx-eNBg/viewform?usp=sf_link
– опросник на русском языке.
Всего в анкетировании приняли участие
свыше 2898 респондента,
из них 2099ответа
на казахском
и 799 ответа на
русском
языках.
-
Регион проживания респондента (табл.,
диагр.)
регион/язык опросника
|
каз
|
русс
|
всего
|
Западно-Казахстанская
область
|
1859
|
626
|
2485
|
Акмолинская область
|
114
|
136
|
250
|
Мангистауская область
|
79
|
10
|
89
|
Город Нур-Султан
|
5
|
5
|
10
|
Актюбинская область
|
7
|
2
|
9
|
Карагандинская область
|
0
|
9
|
9
|
Атырауская область
|
8
|
0
|
8
|
Жамбылская область
|
7
|
1
|
8
|
Туркестанская область
|
5
|
2
|
7
|
Алматинская область
|
4
|
1
|
5
|
Северо-Казахстанская
область
|
1
|
4
|
5
|
Восточно-Казахстанская
область
|
1
|
1
|
2
|
Кызылординская область
|
2
|
0
|
2
|
Город Алматы
|
1
|
0
|
1
|
Город Шымкент
|
5
|
1
|
6
|
Костанайская область
|
0
|
1
|
1
|
Павлодарская область
|
1
|
0
|
1
|
|
2099
|
799
|
2898
|
Вывод:
Самые активные участники из ЗКО, Акмолинской и Мангистауской
областей.
2.Вид местности проживания респондента
(диагр.)
3. Категория
учителей
Вывод:
Количество респондентов в разрезе: учителя начальных классов,
учителя естественно-математического цикла и учителя
общественно-гуманитарного цикла примерно
одинаковое.
Ответы на
вопросы
-
Какие Вы
испытываете трудности в организации дистанционного
обучения?
Значение
|
каз
|
русс
|
всего
|
Организация суммативного оценивания в условиях
дистанционного обучения
|
520
|
210
|
730
|
Владение методикой дистанционных образовательных
технологий.
|
499
|
191
|
690
|
Разработка развивающих уровневых заданий для
самостоятельной работы учеников.
|
486
|
121
|
607
|
Выбор форм, методов обучения и обратной
связи
|
359
|
144
|
503
|
ИКТ-компетентность.
|
289
|
140
|
429
|
Знание нормативных документов, регламентирующих
организацию дистанционного обучения
|
328
|
73
|
401
|
Знание психолого-педагогических аспектов
использования ИКТ в образовании.
|
248
|
63
|
311
|
Планирование дистанционного
урока.
|
194
|
94
|
288
|
ДРУГОЕ: СВОЙ ОТВЕТ:
|
Слабая связь(интернет) /
Әзірге тек интернет нашарлығы
/
Ауылдық жердегі интернет желісін
жұмыс
|
21
|
12
|
33
|
Не желание родителей
помогать
учащимся выполнять работы/
Оқушылар мен ата аналардың
жауапкершілі /Ата
ананың жауапкершілігі төмендігі
|
5
|
1
|
6
|
Большая протяженность по времени
сдачи / Не
своевременная сдача работы учеников /
Оқушылардың тапсырмаларды уақытында
жүктеп, тапсырманы жіберіп болмайды
|
2
|
2
|
4
|
Организация обратной
связи/ Кері байланысты тексерудің тиімді
жолдары
|
2
|
2
|
4
|
Здоровье /
Денсаулык
|
2
|
1
|
3
|
Регламент работы при дистанционном
обуч…/ Уақыт регламенті қиындық
келтірді
|
1
|
1
|
2
|
Нехватка мегабайта на гаджетах у
учашихся /
Мобильные данные пропадают
/
|
|
2
|
2
|
Сложность в объективности
оценивания/
Оқушылардың қадағалаудың барысы
|
1
|
1
|
2
|
Не все учащиеся выходят на связь
Неорганизованность учащихся
|
|
2
|
2
|
Кунделик несовершенная
система
|
|
2
|
2
|
Нет прямой связи и общения с
детьми /Оқушыларды көзбе-көз көрмеген
|
1
|
1
|
2
|
Жоғары сынып оқушылардың сабаққа
жауапкершілігі
|
1
|
|
1
|
Барлық оқушыларда компьютердің
болмауы
|
1
|
|
1
|
Информатика пәнінен практикалық
жұмыста
|
1
|
|
1
|
Қашықтықтан білім беруде ауылдық жерде
…
|
1
|
|
1
|
Жаңартылған
білім беру мазмұны
|
1
|
|
1
|
Просто нужно сделать семинар
-тренинг
|
|
1
|
1
|
Уходит много времени на подготовку
урока
|
|
1
|
1
|
Отсутствие материально-технической
базы
|
|
1
|
1
|
Оқушылардың белсенді әрекетін
анықтау
|
1
|
|
1
|
Вывод: Самые большие затруднения у учителей по
вопросам:
- Организация суммативного оценивания в условиях
дистанционного обучения
- Владение методикой дистанционных
образовательных технологий.
- Разработка развивающих уровневых заданий для
самостоятельной работы учеников.
- Выбор форм, методов обучения и обратной
связи.
- ИКТ-компетентность.
На открытый вопрос: Какие
другие трудности есть, респонденты
отметили: