Байзакова А. Ж.
Магауинова А.Ж.
Шабанова Е. А.
учителя начальных классов
Организация формативного оценивания на уроках
в начальной школе
Формативное оценивание
учащихся проводится практически на каждом этапе урока. Применяются
стратегии разной направленности: на определение потребностей,
развитие самостоятельности, наблюдения за процессом, подтверждение
достигнутых умений.
Уже вовремя стартинга
оценивается умение учащихся выдвигать гипотезы, давая
конструктивные комментарии, выделяются наиболее удачные, даются
рекомендации для улучшения.
Для привлечения учащихся,
чтобы параллельно с оцениванием учителя шел процесс
взаимооценивания полезно использовать прием «Отброшенный вопрос»,
перебрасывая вопросы между учениками: например, «Ты поддерживаешь
его гипотезу?», «Как ты думаешь, как можно улучшить гипотезу твоего
одноклассника». Это не только вовлекает учащихся в процесс
оценивания, развивает навыки обсуждения, но и развивает внимание и
умение слушать друг друга.
На этапе актуализации
опорных знаний подходит прием «Щадящий опрос». На доске появляется
вопрос, на который дети отвечают друг другу в парах, поправляя и
поддерживая друг друга. После этого надо дать возможность проверить
правильность по эталону. Оценивая друг друга, учащиеся повторяют,
что такое текст, тема, основная мысль, виды текстов и
структуру.
Правильно организованное
оценивание, перекликается с преподаванием, дает возможность
ученикам определить границы своего знания и незнания и наметить
зону развития. Следует обращать внимание и на воспитательный аспект
данного приема. Если раньше при применении этой формы опроса дети
конкурировали друг с другом, то теперь конкуренция сменилась
поддержкой, желанием улучшить не только свой результат. Эта форма
опроса значительно экономит время на уроке при полной вовлеченности
учащихся в процесс оценивания.
На этапе работы с
инфографикой учащиеся составляют вопросы, чтобы задать их своему
соседу. Результат работы оценивается по дескрипторам, в создании
которых дети принимают участие. Коллективно определяются следующие
дескрипторы:
-
задает четкий, правильно
сформулированный вопрос;
-
вопрос соответствует
содержанию инфографики;
-
использует вопросительную
интонацию;
-
дает развернутый ответ на
вопрос.
Процесс взаимооценивания
проходит результативнее, если дети принимают непосредственное
участие в их составлении.
Следует использовать как
неформальное, так и формальное оценивание. Можно предложить
мини-тест, при помощи которого предполагается оценить умение
находить нужную информацию в тексте. Его выполнение ограничено по
времени. Тест должен содержать вопросы открытого и закрытого типов.
При проверке обратной связи даются письменные комментарии, кроме
этого, выделяются правильные интересные моменты одним цветом, а те,
которые надо доработать другим. Результаты этой работы можно
использовать при планировании следующего урока серии.
На этапе рефлексии важно,
чтобы каждый ученик мог оценить свой прогресс и наметить путь
дальнейшего развития. В конце урока мы надо вернуться к цели урока,
которая была разделены на сегменты и каждый из них определённого
цвета. Сигнальные карты таких же цветов должны быть на столе
учащихся. Поднимая сигнальные карты, учащиеся оценивают себя, свой
уровень роста на данном уроке. Некоторые не поднимают карты,
считая, что им еще следует поработать для того, чтобы хорошо
научиться извлекать информацию из несплошных текстов.
Выводы по организации формативного оценивания на
уроке:
-
Оценивание не должно быть
каким-то отдельным моментом урока. Оно должно проходить через все
этапы урока. Любой приобретаемый навык должен проходить через
осмысление, закрепление и оценивание.
-
Надо рационально
использовать все формы оценивания: самооценивание,
взаимооценивание, оценивание учителем, чередуя их и выбирая самую
уместную.
-
Для того, чтобы при
взаимооценивании и самооценивании исключить такой фактор, как
необъективность учащиеся должны быть соавторами дескрипторов
оценивания. Они должны быть понятыми и принятыми всеми участниками
процесса оценивания. Оценивание эффективно только тогда, когда с
его помощью и учитель и учащиеся видят путь своего дальнейшего
развития.
-
Совместная выработка
дескрипторов вызывает сложность у учащихся начальных классов,
поэтому чтобы добиться наибольшей эффективности при объяснении
задания буду предлагать учащихся построить алгоритм, определить
шаги для его выполнения.