Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Проектная и исследовательская деятельность, как важный фактор развития обучающихся
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
САРЫМОВА М.С.
КГКП «Геологоразведочный колледж» УО ВКО А г.Семей
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Важным принципом развивающего образования является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация исследовательской и проектной деятельности студентов в естественнонаучной области – направление, которое следует отнести к современным инновационным образовательным технологиям. Данное научно-практическое направление требует последовательного решения сразу нескольких сложных дидактических задач:
1. Использование учащимися базовых естественнонаучных знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для формулировки и поиска решений разнообразных проблем.
2. Многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук: химии, физики, биологии и т.д.
3. Повышение общей компетентности учащихся в естественнонаучной области, формирование способности самостоятельного критического анализа предлагаемых и используемых в настоящее время производств и технологий.
4. Участие в социально-значимой деятельности, развитие способностей работы в творческом коллективе и способностей к самостоятельной поисковой деятельности.
5. Освоение начальных понятий об особенностях, структуре, функциональных характеристиках исследовательской и проектной деятельности. [1]
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у учащихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания , обновление содержания образования. В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность имеет свои особенности.
Цели и задачи учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. [7]
Подходя к рассмотрению возможностей организации проектной и исследовательской деятельности, следует обозначить общие черты и различия в вышеназванных понятиях. И проектная, и исследовательская деятельность достаточно часто встречаются в практике работы, однако термины, обозначающие данные процессы, все еще не нашли своего четкого определения. С нашей точки зрения, и исследовательские, и проектные виды деятельности доступны обучающимся и чрезвычайно значимы в системе среднего и средне-специального проф-техобразования. Они имеют как общие характеристики, так и различные, специфические черты. [2]
К общим характеристикам следует отнести:
общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности (как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования);
структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает следующие общие компоненты: анализ актуальности данных работ, целеполагание, формулировка задач, которые следует решить, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование, определение последовательности и сроков этапов работ, собственно проведение проектных работ или научного исследования, оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов работ в пригодном для использования виде;
требование высокой компетенции разработчиков проектов и исследований в выбранной сфере, их творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
Для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы:
-
Выбрать тему проекта
-
Выделить в ней проблемы
-
Наметить направление и ход ее разработки
-
Наполнить ее интересным материалом и содержанием
-
Логически ее завершить
-
Продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. [6]
Важно отметить, что итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие оучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.
Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности, которые, с нашей точки зрения, заключаются в следующем. Сущность любой проектной деятельности можно обозначить словом «замысел». Так как любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для конкретного практического использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.
Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно. Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. [2]
Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…
Не следует забывать, что реализация проектной деятельности требует значительного творческого потенциала от разработчиков – зачастую, не меньшего, чем при исследовательской работе. Один и тот же продукт проектной деятельности, выполненный разными разработчиками, хотя и отвечает всем заданным требованиям проекта, но может отличаться по некоторым деталям, дизайну и т.п. Все это следует отнести к творческому потенциалу тех, кто его выполнил. [3]
Основные этапы проектной и исследовательской деятельности школьников.
Приступая к организации исследовательской деятельности обучающихся, следует учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования. В основном, это касается необходимости получения в ходе профессионального научного исследования результатов, характеризующихся очевидной научной новизной, тогда как важнейшим результатом исследовательской деятельности школьников является «добыча», выведение знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жильцова О.А., Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А. Формирование рефлексии в естественнонаучном образовании школьников. // Вопросы психологии. РАО 2009 № 1, С. 62-73
2. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Усиление методологического компонента естественнонаучных знаний, как необходимое условие организации исследовательской деятельности учащихся. Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия «Педагогическое образования» № 1. 2006. с. 73-84.
3. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Обучающие технологии в естественно-научном образовании школьников. М.:»Полиграф». 2001. 315 с.
4. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников. В сборнике «Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий» Серия «Инновационный Университет» – М.: Изд-во МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007
5. Жильцова О.А.Московский институт открытого образования, статья «Особенности проектной и исследовательской деятельности школьников»
6. Сидорова А.В. «Что такое проектная работа?», 2015г. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/03/08/chto-takoe-proektnaya-rabota
7. Переведенцева З.А.« Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС», 2013г.