Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В этой статье описывается один
из современных методов обучения иностранным языкам - метод
проектов. В отечественной методике
представлена типология проектов. Проекты
различают по виду деятельности, принципам предмета и содержания
проекта, характеру координации, характеру контакта и количеству
участников. Область проекта, характер
координации, характер контактов, количество участников,
продолжительность проекта. Количество
участников, продолжительность проекта Метод проектов позволяет
создать исследовательскую и творческую атмосферу на уроке
иностранного языка. Метод проектов
позволяет создать исследовательскую и творческую атмосферу на уроке
иностранного языка. Метод проектов
позволяет создать на уроке иностранного языка творческую
исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный
познавательный процесс, основанный на методе
сотрудничества.
Ключевые
слова: проектные методы; типология;
исследовательские; творческие; ролевые; монопроекты;
междисциплинарные проекты; открытые и скрытые совместные проекты;
индивидуальные; пары; группы; краткосрочные; долгосрочные;
среднесрочные.
Интеграция российской экономики в мировую способствует повышению спроса на специалистов со знанием иностранных языков, что требует мотивации к изучению международных языков общения. Для специалистов со знанием иностранных языков возникает необходимость мотивировать их к изучению языков международного общения. По этой причине социокультурный контекст изучения иностранных языков в настоящее время претерпевает значительные изменения. Возрастает образовательная функция иностранных языков в школах и профессиональная значимость иностранных языков на рынке труда в целом. Новые задачи предполагают изменение уровня владения иностранными языками, что определяет новые подходы к отбору содержания и организации учебного материала, использованию соответствующих форматов и видов администрирования. Важную роль играет умение самостоятельно отбирать учебные материалы, критически осмысливать полученную информацию, делать выводы, обсуждать и решать проблемы. В современном образовании различные виды технологий помогают преподавателям реализовать поставленные задачи.
Метод проектов направлен на формирование вышеперечисленных навыков. Метод проектов относится к современным интерактивным технологиям обучения иностранным языкам. В основе метода проектов лежит идея о том, что учащихся необходимо учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, использовать для этого знания из разных дисциплин, прогнозировать последствия и возможности различных решений. Метод проектов стал признанной педагогической практикой во многих странах мира, поскольку он позволяет последовательно и эффективно формировать самостоятельное мышление учащихся и создавать исследовательскую и творческую атмосферу на уроках иностранного языка. В данной статье рассматривается общепедагогическая типология проектов, используемых для решения познавательных задач, в которых иностранный язык выступает средством общения между партнерами.
Метод проектов использует широкий спектр проблемных, исследовательских и поисковых методов для разработки проблемы с четкой ориентацией на реальные, практические результаты, которые важны для каждого студента, участвующего в разработке проекта, а также учитывает ряд факторов и условий, связанных с ее решением и реализацией результатов.
В российской методологии выделяются следующие типы проектов: в зависимости от типа проекта Е.С. Полат предлагает выделять следующие проекты [Полат, 2003]. В зависимости от вида деятельности Е.С. Полат выделяет следующие:
-
Исследовательские проекты, характеризующиеся тщательно продуманной структурой, формулировкой цели и доказанной актуальностью темы для всех участников. Проекты, структура которых близка или полностью соответствует подлинно научным исследованиям. Разумеется, такие проекты должны соответствовать уровню языковой подготовки школьников на определенном этапе обучения. Уровень языковой подготовки учащихся на определенном этапе обучения.
-
Творческие проекты, предполагающие оформление результатов. Например, видеофильмы, репортажи, оформление отдельных разделов, альбомы и т.д.
-
Ролевые проекты остаются открытыми до конца проекта, хотя обзор проекта и дается. Участники таких проектов берут на себя конкретные роли, определяемые характером и содержанием проекта. Роли могут быть самыми разными: от персонажей литературы и сказок до современных бизнесменов. Степень креативности в таких проектах очень высока, но основной деятельностью все же является ролевая игра.
-
Информационный проект, направленный на сбор информации о каком-либо событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию для того, чтобы поделиться ею с широкой аудиторией. Реализация таких проектов сопоставима с исследовательскими проектами. Такие проекты часто являются составной частью или модулем исследовательских проектов.
-
В практико-ориентированных проектах четко определены результаты деятельности участников, которые обязательно ориентированы на социальные интересы всех участников проекта. В качестве примера можно привести законопроекты, Конвенцию о правах подростков, Закон о наградах и наказаниях в школах, а также проект строительства нового здания школы с зимним садом.
Такие проекты требуют
конкретных сценариев с четко определенными обязанностями всех
членов команды. В конце каждого этапа должно состояться обсуждение
и оценка работы. Если в работе есть сбои, их следует устранить
общими усилиями.
Е.С. Порат отмечает, что:
1) Моно-проект. Обычно
проводится в рамках одного предмета, при этом выбирается наиболее
сложная для освоения тема. Например, при изучении иностранного
языка наиболее сложными являются темы национального, социального
или исторического характера. Разумеется, для работы над проектом по
такой теме используются и знания из других дисциплин. Учитель
должен знать, какие знания, умения и навыки приобретут учащиеся в
результате работы над проектом, и составить план урока по проекту,
то есть логику проекта, Роли в группе, формат презентации. Однако
стоит отметить, что учащиеся могут сами выбрать формат презентации.
Поскольку учебного времени на работу над проектом часто не хватает,
его можно частично перераспределить на внеклассные
мероприятия.
2) Межпредметные
проекты. Эти проекты трудно
реализовать в учебное время, и они обычно проводятся во внеурочное
время: некоторые из них - небольшие проекты, затрагивающие два-три
предмета, другие - большие, продолжительные проекты, которые
являются частью внутреннего планирования школы. Например, проекты
"Борьба с подростковой преступностью в нашем обществе" или "История
и современность в нашей стране". Такие проекты достаточно
масштабны, над ними работают несколько творческих групп, и работа
должна быть хорошо скоординирована и проработана. При
реализации таких проектов необходимо промежуточное управление
результатами.
По характеру координации выделяют проекты с открытой явной координацией (когда координатор руководит работой участников проекта, поддерживает и организует отдельные этапы проекта по мере необходимости), проекты со скрытой координацией (когда координатор является полноправным участником проекта) и проекты со скрытой координацией (когда координатор выступает в роли участника проекта). и проекты со скрытой координацией (когда координатор выступает в качестве участника проекта). Существуют проекты с открытой явной координацией (когда координатор руководит работой участников проекта, поддерживает и организует отдельные этапы проекта по мере необходимости) и проекты со скрытой координацией (когда координатор выступает в качестве полноправного участника проекта) В то время как скрытая координация (когда координатор выступает в качестве полноправного участника проекта). Известным примером последнего является телекоммуникационный проект, организованный и реализованный в Кембриджском университете (Великобритания). В таких проектах эксперты привлекаются для того, чтобы направить работу в нужное русло. Например, в группе разработчиков проекта по правовой тематике, над которым работают студенты профессионального юридического курса, молодой юрист может выступать в роли скрытого координатора, представляясь одним из деловых партнеров и предлагая наиболее эффективное решение того или иного уголовного или гражданского дела.
Общая дидактическая типология проектов может быть представлена следующим образом:
Как правило, на практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, которые сочетают в себе черты исследовательских и творческих, или практико-ориентированных и информационных. Разные типы проектов требуют разной координации, разных сроков, разных этапов, разного количества участников и т. д. Поэтому преподавателям следует внимательно изучить типологии проектов и обратить внимание на особенности и характеристики каждого типа проектов.
Группы формируются с учетом психологической совместимости учеников, и в каждую группу входят ученики с разным уровнем владения иностранным языком. Группа выбирает одно задание, но роли распределяются. Каждому ученику отводится самостоятельная роль в проекте.
Важно помнить, что для выполнения всех заданий проекта ученики должны обладать определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными навыками. К ним относятся умение работать с текстами (выделять главную мысль и находить необходимую информацию), анализировать информацию, обобщать и делать выводы, а также работать с различными справочными материалами. Креативность включает в себя способность генерировать идеи (для этого необходимо знание различных дисциплин).
Обучение различным видам речевой деятельности предполагает развитие многих из вышеперечисленных компетенций. Поэтому для успешного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Разумеется, эта подготовка проходит в рамках всей образовательной системы школы (имеется в виду не только обучение иностранному языку) и не обязательно должна быть проведена до работы учеников над проектом. Такая подготовительная работа должна быть непрерывной, систематической и параллельной с работой над проектом. На каждом этапе урока учитель должен поощрять самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность учеников, направлять их на выявление проблемы, на которой основан проект, и поиск путей ее решения.
Метод проектов имеет следующие преимущества:
-
Метод проектов характеризуется активным участием учащихся в учебной деятельности и хорошими коммуникативными навыками;
-
Каждый ученик несет ответственность за свой собственный прогресс в обучении;
-
Проектное обучение связано с созданием прочного фундамента языковых навыков у учащихся;
-
Метод проектов помогает формировать характер учащихся, поскольку способствует развитию активного самостоятельного мышления и учит применять знания, полученные в школе, на практике, а не просто запоминать и воспроизводить их;
-
- Процесс работы над проектом побуждает учеников проявлять инициативу;
-
- Работая над проектом, ученик выступает в роли личности, которая не только оценивает реальность, но и может разработать изменения, необходимые для улучшения своих знаний иностранного языка.
Метод проектов четко ориентирован на реальные практические результаты, значимые для учеников. При работе над проектом устанавливаются новые отношения между учителем и учеником. Учитель больше не является единственным источником информации для учеников. Ученики представляют свои работы не учителю, а своим сверстникам. Работа над проектом помогает ученикам выразить себя в неожиданных формах. Ученики получают возможность проявить свои организаторские способности и скрытые таланты. Освоение метода проектов - показатель высокого уровня преподавателей и их передовых методов обучения и развития учеников.
Литература
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003. – 187с.
Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2002. – №3. – С.5.