Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Школьная медиация – ЭТО,,,,
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Школьная медиация – ЭТО,,,,
В современном мире процедура медиации с каждым днем становится все более актуальной. Ведь сегодня общество полно стрессов, которые впоследствии вытекают в конфликты и споры. И в большинстве случаев решить возникающие проблемы могут помочь медиаторы.
Именно медиаторы, благодаря своему профессионализму и большому жизненному опыту, помогают сторонам прийти к компромиссу и найти общее решение.
Люди, знакомые с медиацией, знают, что применение примирительной процедуры достаточно обширно. Медиация помогает решить корпоративные и семейные споры, конфликты на работе, в образовании, в банковской и других сферах. В том числе – и в делах с участием несовершеннолетних.
Еще совсем недавно мало кто слышал, как и о понятии «медиация» вообще.
После принятия Закона РК «О медиации» от 28 января 2011 года появилась возможность постепенной трансформации инновационного метода медиации как примирительной процедуры в образовательной среде.
Закон регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Казахстане, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.
В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Закона, «медиация – процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон», а в соответствии с подпунктом 2 статьи 2, «медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона».
Профилактика правонарушений несовершеннолетних – часть государственной правовой политики нашей страны. И сегодня в Казахстане сформировалась национальная модель защиты прав детей, основанная как на институциональном, так и на законодательном уровнях, в соответствии с устоявшимися международными стандартами.
Девиантное поведение и трудновоспитуемость несовершеннолетних – одна из актуальных социальных проблем любого государства. На особенности поведения молодежи, особенно школьного возраста, влияет целый ряд различных факторов, таких как социокультурная среда существования, специфика и особенности воспитания в семье или за ее пределами, действия государства и другие.
Появившееся новое понятие «школьная медиация» можно определить как систему общественных отношений в образовательной среде, возникающих между конфликтующими сторонами и беспристрастной незаинтересованной третьей стороной-медиатором.
Если говорить о нормативно-правовом регулировании общественных отношений, возникающих при применении метода школьной медиации, нужно отметить, что оно основано на международных правовых актах и на таких нормативных правовых актах как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РК, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», законы «О правах ребенка», «Об образовании», «О медиации», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», соответствующие приказы МНОН РК.Реализация Концепции государственной молодежной политики РК до 2020 года «Казахстан-2020: путь в будущее» также нацелена на правовое просвещение несовершеннолетних, предупреждение совершения ими правонарушений и преступлений, оказание квалифицированной помощи школьного медиатора на начальном этапе возникшего конфликта, а также на воспитание молодежи толерантной и конфликтоустойчивой, реализацию восстановительного подхода к разрешению конфликтов, построение конструктивных отношений в образовательном сообществе.
Вместе с тем, в мире существует целый ряд проблем, связанных с безопасностью детей в организациях образования, в том числе у нас в стране. Об этом много пишут и говорят. Но давайте обратимся к официальным источникам.
Так, по данным Доклада о положении детей в Республике Казахстан в 2018 году, размещенного на сайте Комитета по охране прав детей МОН РК, половина школьников во всем мире в возрасте от 13 до 15 лет, что составляет около 150 миллионов детей, сообщают, что испытали насилие со стороны сверстников на территории школы и за ее пределами.
Существует множество форм насилия, с которыми сталкиваются подростки в классе и вне класса: во всем мире более чем каждый третий подросток в возрасте 13-15 лет испытывает травлю, и примерно такая же доля детей вовлекается в драки; 3 из 10 учащихся в 39 промышленно-развитых странах признаются в травле сверстников; около 720 миллионов детей школьного возраста живут в странах, где телесные наказания в школе запрещены не в полной мере; девочки чаще становятся жертвами психологических форм издевательств, а мальчики имеют более высокий риск быть подверженными физическому насилию и угрозам.
Важно подчеркнуть, что в мире с возрастающей цифровизацией обидчики распространяют информацию жестокого, оскорбительного и унизительного содержания одним лишь нажатием на клавишу. Проблема насилия, или, иными словами, буллинга и кибербуллинга (тра́вля (жарг. бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) в казахстанских школах распространена в достаточно критических масштабах.
По результатам казахстанского исследования проблем насилия в отношении детей в школах, 66% детей столкнулось со школьным насилием и дискриминацией (психологическое, физическое насилие, вымогательство, оскорбления и притеснения сексуального характера, кибербуллинг и дискриминация). При этом 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% – жертвами, 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Треть детей (33%), ставших свидетелями школьного насилия, не рассказали никому о происшествии.
Последствия буллинга не только негативно сказываются на психологической обстановке в школе, но и затрагивают качество образования. Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS показало, что отсутствие безопасности и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на результаты обучения учеников.
Отмечая отдельные положительные примеры распространения школьной медиации в отдельных регионах страны, необходимо констатировать недостаточность этой работы. Повсеместное распространение метода школьной медиации позволит максимально вовлечь несовершеннолетних в применение принципов медиативного подхода, позитивного общения, будет способствовать их социализации, развитию эмоционального интеллекта, созданию безопасной образовательной среды.
На наш взгляд, в этом процессе должны принять участие педагоги, школьные психологи, представители правоохранительных органов, судьи, и конечно, профессиональные медиаторы. Сотрудники правоохранительных органов и судьи, на живых примерах должны показать пагубность девиантного поведения, которое очень часто приводит подростков на скамью подсудимых.
Принимая во внимание все еще недостаточное распространение школьной медиации, особенно в регионах, считаем необходимым уделять данному вопросу больше внимания со стороны государства, подключать родителей, семью, общественность, активнее использовать социальные сети и другие средства массовой информации.
Дети – наше будущее, и оттого, каким оно вырастет, зависит судьба нации, общества в целом и будущее государства. Это не громкие слова, это реальность, с которой мы должны считаться. Необходимо всеми силами помогать развитию школьной медиации, создавать необходимые условия профессиональным медиаторам, уделять необходимое внимание, обучать молодых педагогов и старшеклассников формам и методам медиации. Только в этом случае мы сможем побороть нехорошие, вредные и опасные тенденции развития девиантного, агрессивного поведения, буллинга в организациях образования.
Никто не должен оставаться в стороне от этой непростой, скрупулезной, но очень нужной и важной работы для нашего общества и государства. Бесконфликтная среда – вот к чему мы все должны стремиться. И для достижения этой цели нужна большая, кропотливая работа.