Школьная медиация –
ЭТО,,,,
В современном мире процедура медиации с каждым
днем становится все более актуальной. Ведь сегодня общество полно
стрессов, которые впоследствии вытекают в конфликты и споры. И в
большинстве случаев решить возникающие проблемы могут помочь
медиаторы.
Именно медиаторы, благодаря своему
профессионализму и большому жизненному опыту, помогают сторонам
прийти к компромиссу и найти общее
решение.
Люди, знакомые с медиацией, знают, что применение
примирительной процедуры достаточно обширно. Медиация помогает
решить корпоративные и семейные споры, конфликты на работе, в
образовании, в банковской и других сферах. В том числе – и в делах
с участием несовершеннолетних.
Еще совсем недавно мало кто слышал, как и о
понятии «медиация» вообще.
После принятия Закона РК «О медиации» от 28
января 2011 года появилась возможность постепенной трансформации
инновационного метода медиации как примирительной процедуры в
образовательной среде.
Закон регулирует общественные отношения в сфере
организации медиации в Казахстане, определяет ее принципы и
процедуру проведения, а также статус
медиатора.
В соответствии с
подпунктом 5 статьи 2 Закона, «медиация – процедура урегулирования
спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора
(медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения,
реализуемая по добровольному согласию сторон», а в соответствии с
подпунктом 2 статьи 2, «медиатор – независимое физическое лицо,
привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной
и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями
настоящего Закона».
Профилактика правонарушений несовершеннолетних –
часть государственной правовой политики нашей страны. И сегодня в
Казахстане сформировалась национальная модель защиты прав детей,
основанная как на институциональном, так и на законодательном
уровнях, в соответствии с устоявшимися международными
стандартами.
Девиантное поведение и трудновоспитуемость
несовершеннолетних – одна из актуальных социальных проблем любого
государства. На особенности поведения молодежи, особенно школьного
возраста, влияет целый ряд различных факторов, таких как
социокультурная среда существования, специфика и особенности
воспитания в семье или за ее пределами, действия государства и
другие.
Появившееся новое понятие «школьная медиация»
можно определить как систему общественных отношений в
образовательной среде, возникающих между конфликтующими сторонами и
беспристрастной незаинтересованной третьей
стороной-медиатором.
Если говорить о нормативно-правовом регулировании
общественных отношений, возникающих при применении метода школьной
медиации, нужно отметить, что оно основано на международных
правовых актах и на таких нормативных правовых актах как Конвенция
ООН «О правах ребенка», Конституция РК, Кодекс «О браке
(супружестве) и семье», законы «О правах ребенка», «Об
образовании», «О медиации», «О профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и
беспризорности», соответствующие приказы МНОН РК.Реализация
Концепции государственной молодежной политики РК до 2020 года
«Казахстан-2020: путь в будущее» также нацелена на правовое
просвещение несовершеннолетних, предупреждение совершения ими
правонарушений и преступлений, оказание квалифицированной помощи
школьного медиатора на начальном этапе возникшего конфликта, а
также на воспитание молодежи толерантной и конфликтоустойчивой,
реализацию восстановительного подхода к разрешению конфликтов,
построение конструктивных отношений в образовательном
сообществе.
Вместе с тем, в мире существует целый ряд
проблем, связанных с безопасностью детей в организациях
образования, в том числе у нас в стране. Об этом много пишут и
говорят. Но давайте обратимся к официальным
источникам.
Так, по данным
Доклада о положении детей в Республике Казахстан в 2018 году,
размещенного на сайте Комитета по охране прав детей МОН РК,
половина школьников во всем мире в возрасте от 13 до 15 лет, что
составляет около 150 миллионов детей, сообщают, что испытали
насилие со стороны сверстников на территории школы и за ее
пределами.
Существует множество форм насилия, с которыми
сталкиваются подростки в классе и вне класса: во всем мире более
чем каждый третий подросток в возрасте 13-15 лет испытывает травлю,
и примерно такая же доля детей вовлекается в драки; 3 из 10
учащихся в 39 промышленно-развитых странах признаются в травле
сверстников; около 720 миллионов детей школьного возраста живут в
странах, где телесные наказания в школе запрещены не в полной мере;
девочки чаще становятся жертвами психологических форм
издевательств, а мальчики имеют более высокий риск быть
подверженными физическому насилию и
угрозам.
Важно подчеркнуть, что в мире с возрастающей
цифровизацией обидчики распространяют информацию жестокого,
оскорбительного и унизительного содержания одним лишь нажатием на
клавишу. Проблема насилия, или, иными словами, буллинга и
кибербуллинга (тра́вля (жарг. бу́ллинг — англ. bullying)
— агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно
коллектива школьников и студентов, но также и
коллег) в казахстанских школах распространена в
достаточно критических масштабах.
По результатам
казахстанского исследования проблем насилия в отношении детей в
школах, 66% детей столкнулось со школьным насилием и дискриминацией
(психологическое, физическое насилие, вымогательство, оскорбления и
притеснения сексуального характера, кибербуллинг и дискриминация).
При этом 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% –
жертвами, 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении
других детей в школе. Треть детей (33%), ставших свидетелями
школьного насилия, не рассказали никому о
происшествии.
Последствия буллинга не только негативно
сказываются на психологической обстановке в школе, но и затрагивают
качество образования. Международное мониторинговое исследование
качества школьного математического и естественнонаучного
образования TIMSS показало, что отсутствие безопасности и частые
случаи школьного насилия отрицательно влияют на результаты обучения
учеников.
Отмечая отдельные положительные примеры
распространения школьной медиации в отдельных регионах страны,
необходимо констатировать недостаточность этой работы. Повсеместное
распространение метода школьной медиации позволит максимально
вовлечь несовершеннолетних в применение принципов медиативного
подхода, позитивного общения, будет способствовать их социализации,
развитию эмоционального интеллекта, созданию безопасной
образовательной среды.
На наш взгляд, в этом процессе должны принять
участие педагоги, школьные психологи, представители
правоохранительных органов, судьи, и конечно, профессиональные
медиаторы. Сотрудники правоохранительных органов и судьи, на живых
примерах должны показать пагубность девиантного поведения, которое
очень часто приводит подростков на скамью
подсудимых.
Принимая во внимание все еще недостаточное
распространение школьной медиации, особенно в регионах, считаем
необходимым уделять данному вопросу больше внимания со стороны
государства, подключать родителей, семью, общественность, активнее
использовать социальные сети и другие средства массовой
информации.
Дети – наше будущее, и оттого, каким оно
вырастет, зависит судьба нации, общества в целом и будущее
государства. Это не громкие слова, это реальность, с которой мы
должны считаться. Необходимо всеми силами помогать развитию
школьной медиации, создавать необходимые условия профессиональным
медиаторам, уделять необходимое внимание, обучать молодых педагогов
и старшеклассников формам и методам медиации. Только в этом
случае мы сможем побороть нехорошие, вредные и опасные тенденции
развития девиантного, агрессивного поведения, буллинга в
организациях образования.
Никто не должен оставаться в стороне от этой
непростой, скрупулезной, но очень нужной и важной работы для нашего
общества и государства. Бесконфликтная среда – вот к чему мы все
должны стремиться. И для достижения этой цели нужна большая,
кропотливая работа.