Аннотация. Данная статья посвящена
философскому осмыслению становления личности педагога. В ней
отражено непосредственное влияние раннего детства на выбор
профессии. Особое внимание уделено первым трудностям, с которыми
сталкивается молодой учитель и некоторым способам их преодоления.
Обосновывается мысль о том, что формула успеха молодого учителя
может быть представлена следующим образом: ФУ1У2 = (П1У3 + ЗУ3 +
П2У3) × Л, где Ф – формула, У1 – успех, У2 – учитель, У3 –
учащийся, П1 – «пойми», П2 – «помоги», З – «зажги», Л – любовь. В
качестве ключевого доказательства эффективности этой формулы
являются собственные достижения автора статьи.
Ключевые слова: первые шаги в профессию, первые
уроки, молодой учитель, формула успеха молодого учителя,
эффективность работы учителя.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни стоял перед
выбором. И чем старше человек, тем больше таких ситуации в его
жизни возникает. Выбор профессии - один их важных шагов, который
впоследствии определяет всю жизнь и откладывает на ней чёткий
отпечаток.
Кем я хочу стать? Ответ на этот вопрос мы ищем
ещё в детстве. Мой ответ и выбор - профессия учителя, человека,
который может проявлять себя творчески, каждый раз облачаясь в
разные маски и играя новые роли. В нашей семье нет педагогов, а я
стала исключением и выбрала свою дорогу, ориентируясь на
способности, желания, приоритеты.
И вот за спиной учёба в университете и считанное
количество дней, как
я переступила порог школы в новом и пока непривычном для
меня статусе - учитель.
Волнение и трепет, сомнения и радость, те
чувства, которые овладевали мной на первом «настоящем» уроке.
Да, мне всегда нравилось быть в центре внимания,
организовывать что-то. Но одно дело в роли ученика или студента и
совсем иное оказаться по другую сторону. Но от урока к уроку, день
ото дня, я понимала, что испытание на прочность я прошла и сделала
правильный выбор.
Учитель для меня - это не просто профессия. Это
ежедневное изучение своего собственного «я». Как пройдут сегодня
уроки? Как я поступлю в той или иной ситуации? Как
отреагируют на это дети? Правильно ли я сделала? А, может быть,
можно было обойтись без «двоек»? И так каждый день. А мои самые
строгие судьи - это дети, их глаза: настороженные, заинтересованные
и не очень, равнодушные, смотрящие с надеждой. Да, сначала
было сложно. Но перед собой я поставила цель - найти подход к
каждому сердцу, вызвать желание учиться и узнавать
новое.
«Обучать – значит вдвойне учиться», - сказал
когда-то французский писатель – моралист Жозеф Жубер. С этими
словами сложно спорить. Изо дня в день я расту и меняюсь вместе с
детьми. Уча их, учусь сама быть искренней, открытой,
непосредственной.
Педагог в современном понимании этого слова – это
не только тот, кто обладает ценной информацией по своему предмету,
а прежде всего тот, кто умеет грамотно и доступно её
преподнести. Преподнести так, чтобы каждый мог считать себя
одержавшим победу, пусть маленькую, но такую важную для него
сейчас. Мой скромный педагогический опыт подтверждает это: растёт
умственный потенциал детей, упорство в достижении цели и
сообразительность.
В
век информационных технологий наш мир меняется едва ли не ежечасно,
и чтобы шагать в ногу со временем, педагог должен
самосовершенствоваться и развиваться. Ради того, чтобы, используя
современные достижения науки и техники, обучать эффективнее:
заставлять рассуждать, строить логические цепочки, грамотно
формулировать вопросы и ответы. Если педагог не будет расти
как личность, не будет тянуться к чему-то новому, то и дети не
будут любознательны, инициативны и активны. Очень часто
именно дети дают мотивацию взять и сделать что-то интересное,
побуждают тебя к открытию нового.
Но
всё-таки самое главное, по моему мнению, уметь
хотя бы на время поставить себя на место ребёнка,
порассуждать от его имени о том, чего он может знать и не
знать, что он хочет услышать и увидеть. И это касается не только
урочной деятельности. Очень часто я использую этот способ, и сразу
всё встаёт на свои места. Думаю, это и есть залог
успеха.
Конечно, выбранную мной профессию сложно назвать
легкой. Не все ученики прилежные: иногда не выполняют домашнее
задание, получают «двойки». Да и общественное мнение играет
определённую роль. В нём порой больше негатива, чем
одобрительных отзывов. Даже окружающие меня люди, мои близкие,
по-разному понимают роль учителя. Не понимают, почему, проведя все
уроки в школе, дома я тоже за «уроками» сижу, другие, узнав, что я
в школе работаю, искренне меня жалеют: «Сочувствуем тебе! Это же
невыносимо! Ищи другую работу!».
Но
мне нравится быть учителем. Приобщившись к большому и
необыкновенно сложному труду, я ещё ни разу не
пожалела. Каждый новый день в школе - это маленькая жизнь. С
её радостями и огорчениями, взлётами и падениями. И важно остаться
верным себе, своим взглядам, принципам и требованиям, которые
диктует современное общество и помнить, что мы владеем особой
профессией, у которой два больших и сильных крыла - любовь и
ответственность.
Моя
педагогическая деятельность только началась. Знаю, что будет еще
много уроков и мероприятий. Будут и положительные, и
отрицательные моменты в работе. И к этому я
готова.
И
сегодня формулу своего успеха я представляю так:
ФУ1У2 = (П1У3 + ЗУ3 + П2У3) ×
Л,
где
Ф – формула, У1 – успех, У2 – учитель, У3 – учащийся, П1 – «пойми», П2 – «помоги», З – «зажги», Л –
любовь.