В настоящее время медицинские
работники констатируют значительное снижение числа абсолютно
здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений
и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии
нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем,
опорно-двигательного аппарата.
Налицо существенное ухудшение здоровья
детей, связанное с возрастанием объема и усложнением
характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений
«ученик-учитель», недостатком двигательной активности, неправильным
питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований
в организации учебного процесса, отсутствием
у обучающихся элементарных знаний о том, как стать
здоровыми [3].
В связи с этим, одним
из направлений деятельности современной школы является
сохранение здоровья школьников. Для этого используются
здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность
педагогических, психологических и медицинских воздействий,
направленных на защиту и обеспечение здоровья,
формирование ценного отношения
к нему.
Здоровый образ жизни не занимает пока
первое место в иерархии потребностей и ценностей человека
в нашем обществе. Но если мы организуем
образовательную среду на основе здоровьесберегающих
технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить,
беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным
примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только
в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут
более здоровы и развиты не только личностно,
интеллектуально, духовно,
но и физически.
Здоровье ребенка, его
социально-психологическая адаптация, нормальный рост
и развитие во многом определяются средой, в которой
он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой
является система образования, т. к. с пребыванием
в учреждениях образования связаны более 70% времени его
бодрствования. В то же время в этот период
происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование
здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее
чувствителен к экзогенным факторам окружающей
среды.
По данным Института возрастной
физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы
риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40%
негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы
риска по убыванию значимости и силы влияния
на здоровье обучающихся:
-
стрессовая педагогическая
тактика;
-
несоответствие методик и технологий
обучения возрастным и функциональным возможностям
школьников;
-
несоблюдение элементарных физиологических
и гигиенических требований к организации учебного
процесса;
-
недостаточная грамотность родителей
в вопросах сохранения здоровья детей;
-
провалы в существующей системе
физического воспитания;
-
интенсификация учебного
процесса;
-
функциональная неграмотность педагога
в вопросах охраны и укрепления
здоровья;
-
частичное разрушение служб школьного
медицинского контроля;
-
отсутствие системной работы
по формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни.
Таким образом, традиционная организация
образовательного процесса создает у школьников постоянные
стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов
саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию
хронических болезней. В результате существующая система
школьного образования имеет здоровье затратный
характер.
Многие педагоги считают, что сохранением
и укреплением здоровья обучающихся в школе должны
заниматься администраторы и специально подготовленные
профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает,
что большинство проблем здоровья обучающихся создается
и решается в ходе ежедневной практической работы
учителей, т. е. связано с их профессиональной
деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной
деятельности в сохранении и укреплении здоровья
обучающихся.
Урок остается основной организационной
формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит
от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего
потенциала школьного урока и построение урока
на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием
преодоления здоровьезатратного характера школьного
образования.
«Здоровьеформирующие образовательные
технологии», по определению Н. К. Смирнова, —
это все те психолого-педагогические технологии, программы,
методы, которые направлены на воспитание у обучающихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления
о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового
образа жизни.
Здоровьесберегающая технология,
по мнению В. Д. Сонькина, —
это:
-
условия обучения ребенка в школе
(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания);
-
рациональная организация учебного процесса
(в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными
особенностями и гигиеническими
требованиями);
-
соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-
необходимый, достаточный и рационально
организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии обучения включают компоненты:
-
оптимальный уровень трудности,
вариативности методов и форм
обучения;
-
оптимальное сочетание двигательных
и статических нагрузок;
-
обучение в малых
группах;
-
использование
наглядности;
-
сочетание различных форм предоставления
информации;
-
создание эмоционально благоприятной
атмосферы;
-
формирование мотивации
к учебе;
-
культивирование у обучающихся знаний
по вопросам здоровья.
Здоровьесберегающей технологии
в образовательном процессе предполагают организацию обучения
через:
-
разные каналы восприятия информации
(зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных
особенностей обучающихся, а также целей и задач
урока;
-
создание здоровьесберегающего пространства
классной комнаты;
-
знание недельных зон работоспособности
и планирование уроков разной степени
сложности;
-
знание об уровнях работоспособности
обучающихся в течение рабочего дня;
-
планирование контрольных работ, уроков
нового материала, уроков обобщения в зависимости от места
урока в сетке расписания;
-
распределение интенсивности умственной
нагрузки в течение урока и рабочего
дня.
В здоровьесберегающих технологиях
применяют такие методы как:
В здоровьесберегающих технологиях
применяют следующие приёмы:
Эффективность анализа здоровьесберегающей
деятельности в школе зависит от методологических
и методических подходов и строится на принципах,
отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте
возрастной физиологии РАО, а именно:
Комплексность подразумевает единовременный
охват широкого круга показателей, отражающих как состояние
образовательной среды, так и персональные данные,
характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной
нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности
ученика. Системность означает анализ не только самих
по себе качественных и количественных показателей
деятельности образовательного учреждения, но также (причем
в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих
структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения.
Целостность — необходимое условие для
полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее
представление результатов по каждому учреждению
образования.
Динамичность (повторяемость) подразумевает
многократное (два раза в год — осенью и весной;
в течение ряда лет) обследование одних и тех же
учреждений образования, контингентов обучающихся, конкретных
учеников.
Репрезентативность (представленность)
обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность
выводов и заключений зависит от объема исследованной
выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования
достаточно больших контингентов
обучающихся.
Методическое единство — непременное
условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах
исследования, в разных регионах, в различных учреждениях
образования.
Среди здоровьесберегающих технологий,
применяемых в системе образования, можно выделить несколько
групп, в которых используется различный подход к охране
здоровья, а соответственно разные методы и формы
работы:
— медико-гигиенические технологии
(МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
(ТОБЖ);
— здоровьесберегающие образовательные технологии
(ЗОТ);
Существуют и другие основания для
классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру
действия они могут быть подразделены на следующие
группы:
— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных
классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих
технологий — организационных
и педагогических.
В качестве системообразующего принципа
здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы
о здоровье обучающихся, в рамках которого можно выделить
такие обязательные условия, как научно — методическую
обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических
кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец,
достаточное финансовое обеспечение всего
проекта.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии можно подразделить на три
подгруппы:
— организационно-педагогические
технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса,
частично регламентированную в СанПиН, способствующую
предотвращению состояний переутомления,
гиподинамии;
— психолого-педагогические технологии
(ППТ), связанные с непосредственной работой учителя
на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут
на своих учеников; сюда же относится
и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов
образовательного процесса;
— учебно-воспитательные технологии (УВТ),
которые включают программы по обучению грамотной заботе
о своем здоровье и формированию культуры здоровья
обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа
жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также
проведение организационно-воспитательной работы со школьниками
после уроков, просвещение
их родителей.
Здоровьесберегающие технологии
в работе отдельного учителя можно представить, как системно
организованное на едином методологическом фундаменте сочетание
принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических
техник, элементов педагогического мастерства, направленных
на достижение оптимальной психологической адаптированности
школьника к образовательному процессу, заботу
о сохранении его здоровья и воспитание у него личным
примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать
в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии,
на первом этапе в этой связи стоят следующие
задачи:
— объективная оценка своих достоинств
и недостатков, связанных с профессиональной
деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции
и его реализация;
— необходимое повышение квалификации
по вопросам здоровья, здоровьесберегающих
технологий;
— ревизия используемых в своей
работе педагогических приемов и техник в аспекте
их предполагаемого воздействия на здоровье
обучающихся;
— целенаправленная реализация
здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе
проведения учебных занятий и внешкольной работы
с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как
по собственным ощущениям, так и с помощью
объективных методов оценки;
— содействовать формированию в своем
образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной
среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического
коллектива, обучающихся и их родителей для создания
условий, и реализации программ, направленных
на сохранение, формирование и укрепление
здоровья.
Таким образом, главной задачей реализации
здоровьесберегающих технологий является организация
образовательного процесса на всех уровнях, при которой
качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся
не сопровождается нанесением ущерба
их здоровью.
Наблюдения показывают, что использование
здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет
обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном
и социальном пространстве, раскрыть свои творческие
способности, а учителю эффективно проводить профилактику
асоциального поведения.