Туркестанская область, Келесский район
Средняя общеобразовательная школа № 28 «Мақташы» КГУ
Исследовательский проект
Секция: Языкознание
Предмет: Русский язык и литература
Тема : « Сладко- образовательный русский язык.»
Научный руководитель: Джолдасбекова С.Р
Выполнила: ученица 8 класса Бурхан Сымбат
2023 год
Содержание
|
Введение |
стр.4 |
|
стр.6 |
|
стр.7 |
|
1.3 Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков. |
стр.9 |
|
1.4 Орфография для сладкоежек |
стр.9 |
|
Заключение |
стр.11 |
|
Список литературы |
стр.12 |
|
Исследовательский дневник |
|
|
Приложение |
|
|
Коллекция старых фантиков |
|
Аннотация
Почему обертку от конфеты называют фантиком, а не обёрткой или завёрткой? Откуда взялось это слово? Слово фантик появилось из - за игры в фанты, в которой игроки давали некий предмет, и владельцу этого предмета нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну а обёртка от конфеты была самым популярным "фантом", так и пошло-пошло…
Аннотация
Неліктен кәмпит орамы кәмпит орамасы деп аталады, орауыш немесе орауыш емес? Бұл сөз қайдан шыққан? Кәмпит орамы сөзі ойыншылар белгілі бір затты беретін ұтыс ойынына байланысты пайда болды және бұл заттың иесі негізгі ойыншы болжаған нәрсені орындауы керек болды. Кәмпит орамы ең танымал «фантом» болды, сондықтан ол кетті, кетті ...
Annotation
Why is a candy wrapper called a candy wrapper, and not a wrapper or a wrapper? Where did this word come from? The word candy wrapper appeared because of the game of forfeits, in which the players gave a certain item, and the owner of this item had to fulfill what the main player would guess. Well, the candy wrapper was the most popular "phantom", so it went, it went ...
Введение
Наверно на планете нет человека, который не любил бы конфеты в детстве.
Я тоже очень люблю конфеты. Я всегда любила рассматривать красочные фантики конфет. Раньше мы собирали фантики и играли в магазин и использовали фантики вместо денег. Сегодня же я решила соединить фантики с русским языком.
В своем исследовании привожу примеры на изученные правила с 5 по 8 классы, которые можно встретить на конфетных обертках. Несколько месяцев я и мои друзья собирали разные конфетные фантики, так у нас собралось целая коллекция.
Известно, что не все школьники могут освоить навык грамотного письма. Среди моих друзей тоже встречаются, кому нелегко дается грамотное письмо. Чтобы мои друзья лучше запомнили орфограммы, у меня появилась идея, соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом заключается актуальность моей темы.
Актуальность: Основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость. А орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Гипотеза: На обёртках кондитерских изделий можно встретить слова с орфограммами русского языка, если обращать внимание на написание названий конфет, можно развить у школьников орфографическую зоркость, творческое воображение и познавательный интерес.
Цель проекта: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка, выявить и изучить орфограммы в названиях конфет.
Объект исследования: обертки от конфет (фантики).
Предмет исследования: орфограммы и разделы русского языка.
Задачи проекта:
1. Собрать фантики с разными наименованиями конфет.
2. Рассмотреть названия с точки зрения русского языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и орфографии).
3. Классифицировать фантики от конфет по частям речи.
4.Провести анкетирование и эксперимент среди учащихся школы.
5. Составить карточки с заданиями по русскому языку.
6. Апробировать эти задания на ребятах своего класса.
7. Создать презентацию и выступить с результатами исследования.
Методы исследования:
-
поиск информации в интернете и научно-популярной литературе,
-
наблюдение,
-
сравнение,
-
классификация.
Предполагаемый результат:
-
Создать коллекцию наименований конфет (Приложение № 1);
-
Придумать карточки с заданиями для уроков русского языка (Приложение № 2);
-
Сгруппировать наименования конфет для словарных диктантов (Приложение № 2).
-
Понятие «фантик». Первые конфетные фантики.
Конфетные фантики не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Если внимательно проследить, как менялась упаковка, можно заметить отголоски времени и знаковые события в жизни страны и народа.
Истории фантика или обёртки как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась упаковка.
Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается такое толкование:
«Фантик конфетная обертка как предмет игры» [Ожегова, Шведов, 1999 с 724]
В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово «фантик»
-
Конфетная обертка;
-
Особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в «фантики» [Ефремова, 2000,с574]
В « Толковом словаре живого великогорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант- залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль,2001,с621]
Сначала особой необходимости в фантиках не было. С начала Х1Х века в Европе, а позже и в Казахстане , родилось сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масло изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.
Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. В Вилегодском районном краеведческом музее (Архангельская область с. Ильинско-Подомское) бережно хранятся самые старые фантики от конфет.
В январе 1942 года было организовано первое производство кондитерских изделий на оборудовании, эвакуированном в Алма-Ату из Москвы (фабрика им. Бабаева) и Харькова. Естественно ассортимент был невеликим, но добротным: подушечки, мармелады, карамель. Особенный упор делался на фруктовые начинки, благо сады алма-атинские и в войну плодоносили исправно. Но, главное, мы выпускали продукцию для фронта: шоколад, придававший силы ослабленным и раненым бойцам. Естественно, что о дизайне «фантиков» тогда не особенно заботились- просто писали что под ним. В послевоенные годы в магазинах Казахстана появились конфеты в ярких упаковках, не настолько ярких, как в наши дни всеобщего изобилия, но приятно манящих и радующих глаз.
Одним из основных предназначений фантика стала просветительская задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Практически все важные события в жизни страны отражались именно на шоколадных обертках. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки- с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями и «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией - образовательной и развивающей.
1.2 Русский язык на обертках конфет
Нам захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Мы стали обращать внимание на конфетные фантики. Нам не встретились конфеты с таблицей умножения, азбукой или паззлами, наверно их уже нет.
В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу. Зато в названиях конфет присутствует многие правила русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.
Для своего исследования я использовала 40 наименования конфетных фантиков. На них встретились 24 имени существительных, 4 имени прилагательных, 2 звукоподражания, 10 словосочетаний. Глаголы, наречия, местоимения среди рассмотренных нами названий конфет не встретились.
Таким образом, можно сделать вывод: наиболее часто употребляемая часть речи в названиях конфет - имя существительное.
Все нами рассмотренные наименования конфетных фантиков можно классифицировать по признакам:
-
Структуре;
-
Лексическому значению;
-
Морфологическим признакам;
-
Способом образования;
-
Наличию орфограмм.
По структуре: состоят из одного слова 24 фантиков, состоят из двух или более слов 16 фантиков.
По лексическому значению:
Среди рассмотренных названий конфет нам встретились названия, которые мы не знали.
-
Крокант- французское слова, оно означает «хрустящий»
-
Джаззи- имя девушки (анг.JAZZY)
-
Фэнси- английское слово что в переводе обозначает причудливый, необычный, прихотливый, затейливый
-
Элита- избранный, лучший
-
Шалунья- тот, кто шалит, проказничает.
-
Доярушка- работница, которая доит коров.
-
Сладкое созвучие- это сочетание нескольких вкусов
-
Юнга- подросток на судне, обучающий морскому делу.
-
Барбарис- колючий кустарник с маленькими красными кислыми ягодами
-
Премьера – первое представление спектакля, фильма и т.д
По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились только фантики, указывающие на единственное число имен существительных.
Названия, в которых встречаются:
-
имена и клички животных- «Джаззи», «Буратино», «Матис»,
-
названия растения- «Василек», «Барбарис», «Лимон», «Груша», «Яблоко», «Колосок», «Арахисовая», «Золотая лилия».
-
название работников – «Юнга», «Доярушка»
-
звукоподражание – «Кис-мяу», «Нота-бум»
-
название связанные с временами года – «Март», «Снежинка».
По способу образования: основные способы образования слов в русском языке, известные нам, - это образование слов с помощью приставок, суффиксов и сложение основ. Рассмотрев фантики, мы нашли одно слово, образованное при помощи приставки «Взлетная». Слова образованные при помощи суффиксов («Медвежонок», «Карамелькино», «Доярушка», «Василек», «Колосок», «Снежинка», «Лимонный»)
Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет - суффиксальный.
1.3 Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков.
Орфограмма – от греческого слово orthos- правильный gramma -письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применение этих правил.
Все названия конфетных фантиков, мы распределили их на следующие группы:
-
Разделительный Ь
«Птичье молоко», «Премьера», «Молочно-вафельные», «Шалунья»
-
Имена собственные
«Джаззи», «Буратино»,
-
Сочетания ЧН, НК
«Молочно- сливочная» «Сливочный замок», «Снежинка»
-
Сочетания НН
«Лимонная»
-
Буквы и, а после шипящих
«Шалунья», «Сладкое созвучие», «Снежинка»
-
Непроверяемая безударная гласная в корне.
«Абрикос», «Барбарис», «Птичье молоко».
1.4 Орфография для сладкоежек
Затем мне захотелось узнать, интересуются ли ребята правописанием, когда едят конфеты? Для учащихся 8-х классов провела анкетирование. Анкета состояла из четырех вопросов:
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?
Результаты анкетирования показали, что
97% учащихся любят конфеты;
100% учащихся в первую очередь обращают внимание на оформление фантика;
68% учащихся обращают внимание на название конфет;
10% учащихся (6 чел.) обращают внимание на правописание слов-названий конфет.
Для того чтобы проверить данные результаты, учащимся было предложено написать орфографический диктант. В него включила 20 слов – названия конфет с разными орфограммами:
Медвежонок, карамелькино, шалунья, золотая лилия, арахисовая, колосок, премьера, лимон, взлетная, самал, юнга, крокант, позитив, птичье молоко, ярче, джаззи, март, матис, конти, снежинка.
Результаты орфографического диктанта представлены в Таблице 2
Таблица 2
|
|
Кол-во детей |
Без ошибок |
1 ошибка |
2 ошибки |
3 и более ошибок |
|
Обращают внимание |
6 |
5 |
1 |
- |
- |
|
Не обращают внимание |
54 |
1 |
3 |
12 |
38 |
Вывод: учащиеся, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет, с орфографическим диктантом справились лучше.
Группе учащихся 8-х классов (60 человек) было предложено обращать внимание на правописание слов-названий конфет. После этого они написали ещё раз орфографический диктант. В него включили 20 названий конфет с разными орфограммами:
Медвежонок, карамелькино, шалунья, золотая лилия, арахисовая, колосок, премьера, лимон, взлетная, самал, юнга, крокант, позитив, птичье молоко, ярче, джаззи, март, матис, конти, снежинка.
Вывод: у учащихся, которые стали обращать внимание на правописание слов-названий конфет, результаты повысились.
Заключение
В ходе своей работы я узнала о появлении первого конфетного фантика, о том какой смысл, вкладывали в него кондитеры.
Выяснила, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты.
Моё исследование еще раз доказывает, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательные интересы.
Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка. Фантики можно использовать при изучении темы «Имя существительное», так как именно имя существительно чаще всего встречается в названиях фантиков; из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет- суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».
Литература
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.(2001 год)
2.Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.(2000год)
3. Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.(1999год)
4. Алтынов П.И. Андреев П.А Краткий справочник школьника 5-11 классы «Можайский полиграфический комбинат» 1996 год
5.https://vil-museum.arkh.muzkult.ru/shurshit
6. https://old.vecher.kz/how2rest/istoriya-na-vkus
Карточки с заданиями
Тема «Морфология»
Карточка № 1
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:
Март, лимонный, Буратино, снежинка, элита, василек.
Карточка № 2
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род, число и падеж имён прилагательных:
Сливочный замок, Молочно-сливочная, Птичье молоко, Сладкое созвучие, Золотая лилия.
Карточка №3
Укажите род имён существительных:
Шалунья, премьера, Сладкая песенка, Доля Ангела, Ромашковое настроение, Морская звезда, Серенада ласточки, Орешки для Золушки.
17
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Келесте келешек мектебінің оқушылары ұлттық киім тігуді меңгеруде
Келесте келешек мектебінің оқушылары ұлттық киім тігуді меңгеруде
Туркестанская область, Келесский район
Средняя общеобразовательная школа № 28 «Мақташы» КГУ
Исследовательский проект
Секция: Языкознание
Предмет: Русский язык и литература
Тема : « Сладко- образовательный русский язык.»
Научный руководитель: Джолдасбекова С.Р
Выполнила: ученица 8 класса Бурхан Сымбат
2023 год
Содержание
|
Введение |
стр.4 |
|
стр.6 |
|
стр.7 |
|
1.3 Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков. |
стр.9 |
|
1.4 Орфография для сладкоежек |
стр.9 |
|
Заключение |
стр.11 |
|
Список литературы |
стр.12 |
|
Исследовательский дневник |
|
|
Приложение |
|
|
Коллекция старых фантиков |
|
Аннотация
Почему обертку от конфеты называют фантиком, а не обёрткой или завёрткой? Откуда взялось это слово? Слово фантик появилось из - за игры в фанты, в которой игроки давали некий предмет, и владельцу этого предмета нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну а обёртка от конфеты была самым популярным "фантом", так и пошло-пошло…
Аннотация
Неліктен кәмпит орамы кәмпит орамасы деп аталады, орауыш немесе орауыш емес? Бұл сөз қайдан шыққан? Кәмпит орамы сөзі ойыншылар белгілі бір затты беретін ұтыс ойынына байланысты пайда болды және бұл заттың иесі негізгі ойыншы болжаған нәрсені орындауы керек болды. Кәмпит орамы ең танымал «фантом» болды, сондықтан ол кетті, кетті ...
Annotation
Why is a candy wrapper called a candy wrapper, and not a wrapper or a wrapper? Where did this word come from? The word candy wrapper appeared because of the game of forfeits, in which the players gave a certain item, and the owner of this item had to fulfill what the main player would guess. Well, the candy wrapper was the most popular "phantom", so it went, it went ...
Введение
Наверно на планете нет человека, который не любил бы конфеты в детстве.
Я тоже очень люблю конфеты. Я всегда любила рассматривать красочные фантики конфет. Раньше мы собирали фантики и играли в магазин и использовали фантики вместо денег. Сегодня же я решила соединить фантики с русским языком.
В своем исследовании привожу примеры на изученные правила с 5 по 8 классы, которые можно встретить на конфетных обертках. Несколько месяцев я и мои друзья собирали разные конфетные фантики, так у нас собралось целая коллекция.
Известно, что не все школьники могут освоить навык грамотного письма. Среди моих друзей тоже встречаются, кому нелегко дается грамотное письмо. Чтобы мои друзья лучше запомнили орфограммы, у меня появилась идея, соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом заключается актуальность моей темы.
Актуальность: Основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость. А орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Гипотеза: На обёртках кондитерских изделий можно встретить слова с орфограммами русского языка, если обращать внимание на написание названий конфет, можно развить у школьников орфографическую зоркость, творческое воображение и познавательный интерес.
Цель проекта: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка, выявить и изучить орфограммы в названиях конфет.
Объект исследования: обертки от конфет (фантики).
Предмет исследования: орфограммы и разделы русского языка.
Задачи проекта:
1. Собрать фантики с разными наименованиями конфет.
2. Рассмотреть названия с точки зрения русского языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и орфографии).
3. Классифицировать фантики от конфет по частям речи.
4.Провести анкетирование и эксперимент среди учащихся школы.
5. Составить карточки с заданиями по русскому языку.
6. Апробировать эти задания на ребятах своего класса.
7. Создать презентацию и выступить с результатами исследования.
Методы исследования:
-
поиск информации в интернете и научно-популярной литературе,
-
наблюдение,
-
сравнение,
-
классификация.
Предполагаемый результат:
-
Создать коллекцию наименований конфет (Приложение № 1);
-
Придумать карточки с заданиями для уроков русского языка (Приложение № 2);
-
Сгруппировать наименования конфет для словарных диктантов (Приложение № 2).
-
Понятие «фантик». Первые конфетные фантики.
Конфетные фантики не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Если внимательно проследить, как менялась упаковка, можно заметить отголоски времени и знаковые события в жизни страны и народа.
Истории фантика или обёртки как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась упаковка.
Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается такое толкование:
«Фантик конфетная обертка как предмет игры» [Ожегова, Шведов, 1999 с 724]
В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово «фантик»
-
Конфетная обертка;
-
Особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в «фантики» [Ефремова, 2000,с574]
В « Толковом словаре живого великогорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант- залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль,2001,с621]
Сначала особой необходимости в фантиках не было. С начала Х1Х века в Европе, а позже и в Казахстане , родилось сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масло изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.
Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. В Вилегодском районном краеведческом музее (Архангельская область с. Ильинско-Подомское) бережно хранятся самые старые фантики от конфет.
В январе 1942 года было организовано первое производство кондитерских изделий на оборудовании, эвакуированном в Алма-Ату из Москвы (фабрика им. Бабаева) и Харькова. Естественно ассортимент был невеликим, но добротным: подушечки, мармелады, карамель. Особенный упор делался на фруктовые начинки, благо сады алма-атинские и в войну плодоносили исправно. Но, главное, мы выпускали продукцию для фронта: шоколад, придававший силы ослабленным и раненым бойцам. Естественно, что о дизайне «фантиков» тогда не особенно заботились- просто писали что под ним. В послевоенные годы в магазинах Казахстана появились конфеты в ярких упаковках, не настолько ярких, как в наши дни всеобщего изобилия, но приятно манящих и радующих глаз.
Одним из основных предназначений фантика стала просветительская задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Практически все важные события в жизни страны отражались именно на шоколадных обертках. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки- с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями и «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией - образовательной и развивающей.
1.2 Русский язык на обертках конфет
Нам захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Мы стали обращать внимание на конфетные фантики. Нам не встретились конфеты с таблицей умножения, азбукой или паззлами, наверно их уже нет.
В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу. Зато в названиях конфет присутствует многие правила русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.
Для своего исследования я использовала 40 наименования конфетных фантиков. На них встретились 24 имени существительных, 4 имени прилагательных, 2 звукоподражания, 10 словосочетаний. Глаголы, наречия, местоимения среди рассмотренных нами названий конфет не встретились.
Таким образом, можно сделать вывод: наиболее часто употребляемая часть речи в названиях конфет - имя существительное.
Все нами рассмотренные наименования конфетных фантиков можно классифицировать по признакам:
-
Структуре;
-
Лексическому значению;
-
Морфологическим признакам;
-
Способом образования;
-
Наличию орфограмм.
По структуре: состоят из одного слова 24 фантиков, состоят из двух или более слов 16 фантиков.
По лексическому значению:
Среди рассмотренных названий конфет нам встретились названия, которые мы не знали.
-
Крокант- французское слова, оно означает «хрустящий»
-
Джаззи- имя девушки (анг.JAZZY)
-
Фэнси- английское слово что в переводе обозначает причудливый, необычный, прихотливый, затейливый
-
Элита- избранный, лучший
-
Шалунья- тот, кто шалит, проказничает.
-
Доярушка- работница, которая доит коров.
-
Сладкое созвучие- это сочетание нескольких вкусов
-
Юнга- подросток на судне, обучающий морскому делу.
-
Барбарис- колючий кустарник с маленькими красными кислыми ягодами
-
Премьера – первое представление спектакля, фильма и т.д
По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились только фантики, указывающие на единственное число имен существительных.
Названия, в которых встречаются:
-
имена и клички животных- «Джаззи», «Буратино», «Матис»,
-
названия растения- «Василек», «Барбарис», «Лимон», «Груша», «Яблоко», «Колосок», «Арахисовая», «Золотая лилия».
-
название работников – «Юнга», «Доярушка»
-
звукоподражание – «Кис-мяу», «Нота-бум»
-
название связанные с временами года – «Март», «Снежинка».
По способу образования: основные способы образования слов в русском языке, известные нам, - это образование слов с помощью приставок, суффиксов и сложение основ. Рассмотрев фантики, мы нашли одно слово, образованное при помощи приставки «Взлетная». Слова образованные при помощи суффиксов («Медвежонок», «Карамелькино», «Доярушка», «Василек», «Колосок», «Снежинка», «Лимонный»)
Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет - суффиксальный.
1.3 Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков.
Орфограмма – от греческого слово orthos- правильный gramma -письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применение этих правил.
Все названия конфетных фантиков, мы распределили их на следующие группы:
-
Разделительный Ь
«Птичье молоко», «Премьера», «Молочно-вафельные», «Шалунья»
-
Имена собственные
«Джаззи», «Буратино»,
-
Сочетания ЧН, НК
«Молочно- сливочная» «Сливочный замок», «Снежинка»
-
Сочетания НН
«Лимонная»
-
Буквы и, а после шипящих
«Шалунья», «Сладкое созвучие», «Снежинка»
-
Непроверяемая безударная гласная в корне.
«Абрикос», «Барбарис», «Птичье молоко».
1.4 Орфография для сладкоежек
Затем мне захотелось узнать, интересуются ли ребята правописанием, когда едят конфеты? Для учащихся 8-х классов провела анкетирование. Анкета состояла из четырех вопросов:
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?
Результаты анкетирования показали, что
97% учащихся любят конфеты;
100% учащихся в первую очередь обращают внимание на оформление фантика;
68% учащихся обращают внимание на название конфет;
10% учащихся (6 чел.) обращают внимание на правописание слов-названий конфет.
Для того чтобы проверить данные результаты, учащимся было предложено написать орфографический диктант. В него включила 20 слов – названия конфет с разными орфограммами:
Медвежонок, карамелькино, шалунья, золотая лилия, арахисовая, колосок, премьера, лимон, взлетная, самал, юнга, крокант, позитив, птичье молоко, ярче, джаззи, март, матис, конти, снежинка.
Результаты орфографического диктанта представлены в Таблице 2
Таблица 2
|
|
Кол-во детей |
Без ошибок |
1 ошибка |
2 ошибки |
3 и более ошибок |
|
Обращают внимание |
6 |
5 |
1 |
- |
- |
|
Не обращают внимание |
54 |
1 |
3 |
12 |
38 |
Вывод: учащиеся, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет, с орфографическим диктантом справились лучше.
Группе учащихся 8-х классов (60 человек) было предложено обращать внимание на правописание слов-названий конфет. После этого они написали ещё раз орфографический диктант. В него включили 20 названий конфет с разными орфограммами:
Медвежонок, карамелькино, шалунья, золотая лилия, арахисовая, колосок, премьера, лимон, взлетная, самал, юнга, крокант, позитив, птичье молоко, ярче, джаззи, март, матис, конти, снежинка.
Вывод: у учащихся, которые стали обращать внимание на правописание слов-названий конфет, результаты повысились.
Заключение
В ходе своей работы я узнала о появлении первого конфетного фантика, о том какой смысл, вкладывали в него кондитеры.
Выяснила, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты.
Моё исследование еще раз доказывает, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательные интересы.
Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка. Фантики можно использовать при изучении темы «Имя существительное», так как именно имя существительно чаще всего встречается в названиях фантиков; из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет- суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».
Литература
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.(2001 год)
2.Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.(2000год)
3. Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.(1999год)
4. Алтынов П.И. Андреев П.А Краткий справочник школьника 5-11 классы «Можайский полиграфический комбинат» 1996 год
5.https://vil-museum.arkh.muzkult.ru/shurshit
6. https://old.vecher.kz/how2rest/istoriya-na-vkus
Карточки с заданиями
Тема «Морфология»
Карточка № 1
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:
Март, лимонный, Буратино, снежинка, элита, василек.
Карточка № 2
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род, число и падеж имён прилагательных:
Сливочный замок, Молочно-сливочная, Птичье молоко, Сладкое созвучие, Золотая лилия.
Карточка №3
Укажите род имён существительных:
Шалунья, премьера, Сладкая песенка, Доля Ангела, Ромашковое настроение, Морская звезда, Серенада ласточки, Орешки для Золушки.
17
шағым қалдыра аласыз













