Классификация педагогических
технологий.
Существует несколько видов классификаций педагогических
технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и
средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но
отличаются по различным параметрам.
Параметры
классификации технологий.
По уровню применения
технологии бывают:
-
общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в
регионе, учебном заведении, на определенной ступени
обучения);
-
частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации
определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета,
например, иностранного языка);
- локальные или модульные (используются в отдельных
частях учебно-воспитательного
процесса).
По организационным формам технологии
бывают:
По типу управления познавательной
деятельностью:
-
традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение
по книге);
-
дифференцированное (система малых групп, система
«репетитор»);
-
программированное (компьютерное, программное, система
«консультант»).
По подходу к ребенку технологии подразделяются
на:
-
авторитарные
(педагог является
единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик
только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией
школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности
учащихся, применением требований и
принуждения);
-
сотрудничества (это демократизм, равенство, партнерство в
субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение,
находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности,
содержание, дают оценки);
-
свободного
воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и
самостоятельности в разных сферах его
жизнедеятельности);
-
личностно-ориентированные
(они ставят в центр
образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные,
бесконфликтные и безопасные условия для его
развития);
-
гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой,
направленной на поддержку
личности);
-
массовая (традиционная)
технология (школьная технология,
рассчитанная на усредненного ученика);
-
технология продвинутого
образования (углубленное изучение предметов, типична для
гимназического, лицейского, специального
образования);
-
технология
компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки,
выравнивания, компенсации).
По
ориентации на
личностные
структуры
педагогические технологии подразделяются на:
-
информационные (формирование школьных знаний, умений и
навыков);
-
операционные (обеспечивают формирование умственных
действий);
-
технологии
саморазвития (направлены на формирование способов умственных
действий);
-
эвристические
(развивают творческие
способности учащихся);
-
прикладные (обеспечивают формирование
действенно-практической сферы личности).
По характеру содержания и структуры технологии
бывают:
-
обучающие;
-
воспитательные;
-
светские;
-
религиозные;
-
общеобразовательные;
-
профессиональные;
-
гуманистические;
-
технократические;
-
моно- и
политехнологии;
-
проникающие.
В педагогике насчитывается более
сотни
технологий.
В современной образовательной практике выделяются две
ведущие тенденции модернизации педагогического
процесса:
-
-
реализация технологического подхода к его проектированию
и осуществлению;
-
гуманизация отношений учителя и
учащихся.
В соответствии с этим Д.Г.
Левитес предложил различать
предметно-ориентированные и личностно-ориентированные
технологии.
Предметно-ориентированные
технологии еще
называют знаниевыми или обучения, а
личностно-ориентированные
–
способностными,
развивающими, гуманитарными. Можно назвать несколько оснований для
такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке –
преподавание или познание, б) по содержанию образования – знания,
умения и навыки или, помимо них, еще и опыт мышления и
деятельности, в) по «продуктам» применения технологий – человек,
умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или
способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в
условиях быстрых перемен и множественных вариантов для
ответственного выбора и т.д. Вполне очевидно, что в каждой из
технологий заключен как знаниевый, так и развивающий
потенциалы.
Если рассматривать понятие
«технология» как деятельностную категорию, как инструментарий упорядочения и повышения
эффективности деятельности педагога, а саму педагогическую
деятельность определять как целостную, полифункциональную,
полиструктурную, которая в динамике представляется как
сложноорганизованная, саморазвивающаяся
система, то целесообразнее всего
вести речь не о педагогических (образовательных) технологиях или
технологиях обучения, а о более широком понятии – технологиях
профессиональной деятельности
педагога.
В связи с этим выделяются
три
основания, по которым можно классифицировать технологии
педагогической деятельности:
по основанию
профессиональных функций
педагога. Технологии
Реализация
базовых процессов образования
|
Управление
деятельностью педагога
|
Реализация
профессиональных функций педагога
|
Технологии:
- обучения; - воспитания; - подготовки; - становления грамотности;
- образовательные технологии
|
-
технологии организации педагогической деятельности (технология
формирования заказа на деятельность; целеполагания; ресурсного
обеспечения педагогического процесса; проектирования
педагогического процесса); -технологии педагогического процесса
(обучения (трансляции знания) и развивающие): а) технологии
обучения (трансляции знания): 1. адаптивные, связанные с изучением
реальных учебных возможностей учащихся и реализацией четкого
планирования, последовательности и темпов изучения материала. Они
направлены на гарантированное достижение конкретных учебных целей;
2. технология поэтапного формирования умственных действий (по
П.Я.Гальперину, Н.Ф. Талызиной); 3. технология программированного
обучения как дидактическая интерпретация кибернетического подхода;
4. технология оптимизации обучения (по Ю.К. Бабанскому); 5.
технологии анализа и преобразования педагогического процесса б)
развивающие технологии (см. технологии реализации профессиональных
функций
|
- технологии трансляции
(воспроизводства культуры и деятельности) (см. технологии
управления деятельностью педагога); -развивающие технологии
(личностноориентированные): 1. технологии активизации
учебнопознавательной деятельности учащихся (игровые технологии и
др.); 2. технология проблемного обучения; 3. исследовательские
технологии, которые направлены на развитие у учащихся теоретических
способностей к исследовательской деятельности; 4. коммуникативные
технологии (коммуникация рассматривается как единица
взаимодействия всех участников образовательного процесса): •
технологии диалога (диалоговые формы и методы обучения); •
герменевтические технологии (связаны с понимаем смыслов изучаемых
явлений, предметов, процессов); • технологии критического анализа,
связанные с развитием критического мышления, рефлексии; •
технологии, связанные с развитием умений согласовывать позиции,
организовывать полемику, другие виды сложных коммуникаций; 5.
проектно-конструкторские технологии – направлены на создание
конкретных продуктов деятельности – проектов, моделей, программ; 6.
технологии развивающего обучения (существуют концепции развивающего
обучения – системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова и
д
|
Литература:
Технологизация образовательного процесса в школе.
1.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической
технологии. М., Педагогика, 1989 г.
2.
Беспалько В. П. Основы теории
педагогических систем г. Воронеж, 1977 г.
3.
Боголюбов В. И. Педагогическая
технология: эволюция понятия// Советская педагогика
N9, 1991 г.