МОТИВАЦИЯ
В
ОБУЧЕНИИ
– КАК ОСНОВНОЙ
ЗАЛОГ УСПЕШНОГО
УРОКА
Шестакова Лариса
Борисовна
Учитель русского языка и
литературы средней школы № 30
города
Шымкент
Современная школа находится на стадии обновления,
постоянно происходит совершенствование содержания, организационных
форм и инновационных технологий обучения. Не смотря на это,
учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Основная
задача учителя в средней общеобразовательной школе —
создание психолого-педагогических условий для развития мотивации
учебной деятельности. Формирование учебной мотивации — одна из
центральных проблем современной школы
Разнообразные исследования структуры деятельности
человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней
компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно
и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются
сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать
активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения,
неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво
продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к
учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников
сформировано положительное отношение к учению, если у них есть
познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и
навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и
другие мотивы учения.
Для
того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности,
используется весь арсенал методов организации и осуществления
учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы,
репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные
методы, а также методы самостоятельной учебной
работы.
Таким образом, каждый из методов организации
учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только
информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом
смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого
метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен
большой арсенал методов, которые специально направлены на
формирование положительных мотивов учения, стимулируют
познавательную активность, одновременно содействуя обогащению
школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом
случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению
образовательной функции всех других методов.
Для
создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение
имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без
всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной,
но она не реализует в должной мере функцию стимулирования
учебно-познавательной деятельности учеников.
Поощрение и порицание в учении. Метод поощрения
школьников применяется в целях поддержания и развития, хороших
начал в их поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе —
это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение
порицаний и других видов наказания является исключением в
формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется
лишь в вынужденных ситуациях.
Воспитание, как процесс интериоризации
общечеловеческих ценностей.
Воспитательный процесс в значительной степени
носит целенаправленный характер. Он предполагает определённое
направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а
так же включает в себя содержательную сторону и средства достижения
этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными
установками, которое провозглашает то или иное
сообщество.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную
роль в деятельности человека играет воображение. В процессе
отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что
действует на него в данный момент, или зрительным представлением
того, что воздействовало на него раньше, создает новые
образы.
Человек может мысленно представить себе то, что в
прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать
образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.
Будучи теснейшим образом, связанным с мышлением, воображение
характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью
проблемной ситуации.
Процесс воображения свойствен только человеку и
является необходимым условием его трудовой
деятельности.
Воображение — это образное конструирование
содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с
ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит
отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале
выражение).
Для
воображения характерно то, что знание еще не оформилось в
логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего
и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому
в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем
универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по
отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане
воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной
и детализированной картины созерцаемого.
Активное воображение всегда направлено на
решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует
фрагментами, единицами конкретной информации в определенной
области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг
друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности
для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными
в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало
мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Воссоздающее воображение — один из видов
активного воображения, при котором происходит конструирование
новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой
извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных
изображений, знаков и т. д.
Творческое воображение — это такой вид
воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые
образы и идеи, представляющие ценность для других людей или
общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в
конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое
воображение является необходимым компонентом и основой всех видов
творческой деятельности человека.
Образы творческого воображения создаются
посредством различных приемов интеллектуальных операций. В
структуре творческого воображения различают два типа таких
интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых
формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе
которых перерабатывается готовая продукция.
Пассивное воображение подчинено внутренним,
субъективным факторам, оно тенденциозно.
Пассивное воображение подчинено желаниям, которые
мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах
пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей
частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления
пассивного воображения направлены на усиление и сохранение
положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию
отрицательных эмоций и аффектов.
В
ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое
удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное
воображение отличается от реалистического мышления, которое
направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение
потребностей.
Материалами пассивного воображения, так же, как и
активного, являются образы, представления, элементы понятий и
другая информация, почерпнутая с помощью опыта.
Таким образом, воображение играет не малую роль в
жизни человека.
Список литературы:
1)
«Психология и педагогика»: Под ред. Радугина А.А.- М.: Изд.
«Центр», 1997г
2)
Электронный учебник: Нестерова О.В; Педагогическая психология в
схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов /
О.В. Нестерова. – М.: Изд. «Айрис- Пресс», 2006г.- 112с- ISBN
5-8112-2227-0.
3) «Педагогика»: Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.:
Изд. «Просвещени