Особенности организации дистанционного образования в современной
школе
Жаркеева С.Ж., Наукеева А.Д.
Учителя русского языка и литературы
ЗКО,
г. Уральск, СОШ №19
В
Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана говорится, что
«Мы должны продолжить модернизацию образования. Качественное
образование должно стать основой индустриализации и инновационного
развития Казахстана» [1].
Принцип непрерывного образования, интеграция образовательных систем
и расширение понятия образования в целом определяют основные
направления в развитии новой образовательной системы, которая
ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и
телекоммуникационных технологий. Новые информационные технологии
позволяют реализовать одно из главных преимуществ современной
образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его
называют иначе, дистанционное обучение. Благодаря Интернету
появилась возможность общаться и получать информацию от
учителя, где бы он ни находился. Распространение высокоскоростного
Интернета дало возможность использовать в образовании «он-лайн»
семинары, или вебинары.
Дистанционное обучение – новая форма организации учебного процесса,
базирующаяся на принципе самостоятельного обучения ученика с
помощью развитых информационных ресурсов.
Дистанционное обучение характеризуется тем, что субъект
дистанционного образования удален от педагога, учебных средств или
образовательных ресурсов. С развитием дистанционного образования в
полной мере создаются условия для реализации провозглашенного
ЮНЕСКО ведущего принципа образования XXI века «образование
для всех» и «образование через всю жизнь»
В Казахстане электронное обучение (e-learning) получило официальное
признание, оно представлено самостоятельным разделом
Государственной программы развития образования Республики Казахстан
на 2011 – 2020 годы [2].
Е-learning – обучение, построенное с использованием информационных
и телекоммуникационных технологий, соответствующее всем современным
требованиям, поддерживающее международные стандарты и принципы
организации учебного процесса.
Электронное обучение включает:
Автоматизированное рабочее место учителя (электронные журналы,
дневники, планирование, электронные учительские, SMS-оповещение
родителей).
«On-line» доступ каждого учащегося и учителя к лучшим мировым
образовательным ресурсам в любое время.
Цифровые образовательные ресурсы – библиотеки, порталы,
электронные учебники, игры, виртуальные тренажеры, лаборатории.
Автоматизированную систему управления.
Автоматизированный сбор первичной статистической информации
[3].
В
Казахстане к 2015 году электронным обучением планируется охватить
50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель
до 90%, причем в организациях всех уровней образования. По плану
МОН РК в 2013 году внедрение системы e-learning
предполагается в 44 школах нашей области, из них 12 городских, а
эффективное внедрение системы, как указывается в
Госпрограмме, во многом зависит от готовности педагогов к
реализации электронного обучения.
Основные особенности дистанционного образования это то, что
источники знаний – это информационные ресурсы, существующие в
телекоммуникационной среде, например автоматизированные
информационные системы, базы данных, компьютерные программы и
другие.
Характерные особенности дистанционного образования, которые
отличают его от традиционной системы обучения, представлены
ниже:
«Гибкость обучения». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя
время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться
столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины
и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам;
«Модульность». В основе дистанционного обучения лежит модульный
принцип, который позволяет изучать ту или иную дисциплину блоками
(модулями);
«Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении
основной профессиональной деятельности с учебой.
«Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до
образовательного учреждения не является препятствием для
эффективного образовательного процесса.
«Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения
обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого
расписанию.
«Охват». Количество обучающихся не является критичным
параметром.
Вся
система взаимодействия участников учебного процесса в дистанционной
форме имеет ярко выраженную специфику. Для дистанционной формы
обучения характерны:
•совместные виды деятельности учащихся в малых группах
сотрудничества;
•систематические обсуждения рассматриваемых проблем, возникающих
затруднений, просто интересных предложений в интерактивном режиме
всей группой в форуме, чате, видеоконференции;
•используются такие методы совместной исследовательской, творческой
деятельности, как метод проектов, проблемных ролевых или деловых
игр, кейс-метод;
•формы и виды значительно разнообразнее, они сочетают как
автоматизированный контроль знаний, так и открытые виды контроля
совместного результата деятельности.
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного
образования в Казахстане приводятся и такие характерные черты:
Охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной
информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и
пр.) большого количества обучающихся.
Технологичность – использование в образовательном процессе новейших
достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие – равные возможности получения образования
независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и
материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность – экспорт и импорт мировых достижений на рынке
образовательных услуг.
Описанные выше особенности дистанционного обучения фактически будут
определять функциональное назначение системы, описываемое
положением системного подхода
Преимущества дистанционного обучения для образовательного
учреждения:
•
Индивидуальный подход к каждому ученику.
•
В результате использования интерактивных практикумов, различных
форм тестирования ченик оказывается максимально вовлеченным в
учебный процесс.
• Учитель всегда может проверить уровень усвоения материала,
используя соответствующие тесты, узнать – какой материал
недостаточно усвоен, на какие вопросы следует обратить
внимание.
• Оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без
участия преподавателя. Это исключает предвзятость и необъективность
оценки.
• Сдача электронных заданий через систему Moodle имеет ряд
преимуществ, по сравнению с традиционными способами.
Сдача
домашних заданий в электронном виде позволяет:
-
экономить время на
уроке;
-
домашнее задание
невозможно забыть дома, что уменьшает возможности манипуляций со
стороны учащихся;
-
материалы занятий
и задания становятся доступны ученикам, пропустившим занятия по той
или иной причине;
-
сданные задания
организуются в удобном виде;
-
и учитель, и
ученик могут посмотреть как состояние любого домашнего задания, так
и общую картину в режиме реального времени;
-
сдача заданий в
электронном виде позволяет эффективно контролировать
списывание.
В
дальнейшем мы планируем расширение количества курсов и более
широкое использование возможностей системы Moodle. Но уже сейчас
можно с уверенностью сказать, что в современных условиях широкого
внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу
образования, за дистанционным обучением – будущее. [4].
Литература:
-
Послание
Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее
вместе»// Казахстанская правда. – 2011. 28 января. С.1-6.
-
Государственная
программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020
годы // Индустриальная Караганда. – 2010. – № 199-200. – С.
5-10.
-
Указ Президента
Республики Казахстан "Об утверждении Государственной программы
развития науки Республики Казахстан" //Астана, Акорда, 20 июня 2007
года. – № 348.
-
Обучающая среда
Moodle. http://www.uneex.ru/static/AltDocs_moodle/index.html