«Особенности психологического развития
детей,
воспитывающихся в детских
домах»
Дети из детских домов
отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и
психическому развитию и имеют ряд негативных особенностей, которые
впоследствии сказываются на развитии ребенка, на его адаптации в
социуме. Дошкольный возраст. У ребенка из семьи в общении со
взрослым главный мотив - познавательный, тогда как у детей-сирот
доминирующем мотивом общения является потребность во внимание и
доброжелательности. В основе отставания воспитанников лежит
отсутствие сочувствия, сопереживания, умения разделить свои
чувства, переживания с другим человеком. Дети-сироты с дошкольного
возраста не чувствуют привязанности к сверстникам и к взрослым.
Контакты со взрослыми и со сверстниками в детском доме однообразны,
малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам.
Воспитанникам важнее любых разговоров спонтанный непосредственный
физический контакт. Младший школьный возраст. У младших школьников
из детских домов, как правило, не сформирован мотив к учебной
деятельности, недостаточно развита способность планомерно
исследовать предметы, явления, выделять их свойства. Дефект
восприятия может иметь последствия не только для обучения в школе,
но и для общего психического развития ребенка. При выполнении
задания в учебной деятельности у воспитанников не сформировано
умение ориентироваться на определенный общий способ действия. Как и
у дошкольников у ребят недостаточно развиты воображение и образное
мышление.Воспитанники детского дома не так успешны в решение
конфликтов в общение с взрослыми и со сверстниками. Дети-сироты
более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не
желают признавать свою вину, т.е. по существу доминирование
защитных форм поведения в любых ситуациях. В младших классах
воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание.
Ребята иногда стремятся, а иногда избегают здороваться с
воспитателем. Подобные трудности в общении с взрослыми могут быть
связаны с тем, что ребенок в детском доме с раннего возраста
сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него
не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается
эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях.
потребность в общении с взрослым и полная ее неудовлетворенность
приводят к тому, что у воспитанников формируются два
симтпомокомплекса – «тревога по отношению к взрослым» и
«враждебность по отношению к взрослым». Первый, отражающий
беспокойство, неуверенность ребенка в том, интересуется ли им
воспитатель, принимает ли его, любит ли его. Второй
симптомокомплекс показывает различные формы неприятия ребенком
взрослого и может быть началом враждебности, депрессии,
агрессивности. Потребность в доброжелательном отношении взрослого
сочетается с глубокой фрустрацией в личностном общении с ним. Таким
образом, можно выделить два момента в общение воспитанников
детского дома с взрослыми: с одной стороны, напряженность данной
потребности, а с другой – примитивность и неразвитость форм
общения. Подростковый возраст. В детских домах ребенок постоянно
общается с одной и той же группой сверстников, причем сам он не
может предпочесть ей какую - либо другую группу. Подростка начинает
смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы
детей. В кино или в магазин ходят по одному или 2-3человека.
Стараются не упоминать, что он из детского дома. Детям –сиротам
свойственны отсутствие глубоких устойчивых чувств - поверхностные
чувства , но и взрывы эмоций – бурная радость, гнев. Проявление
чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой –
острой аффективной окрашенностью. У таких детей присутствует и
потребность в любви и внимании; одновременно формируется
«способность не углубляться в привязанности». У них, как правило,
не развиты высшие чувства, связанные с нравственно-моральными
ценностями, присутствуют иждивенчество и назойливость. У детей –
сирот, в общение преобладает местоимение «мы», это особое
психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и
«чужих». Ребенок, воспитывающийся в детском доме, вынужден
адаптироваться ко всем детям, проживающих в детском доме. Его
контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно
требует к себе внимания и отторгает его, переходя на агрессию или
пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет
отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующий опыт
общения приводит к отрицательным последствиям. Таким образом,
подростковый возраст – это сложный период для детей. В целом,
главное в работе педагогов детских домов заключается в том, что бы
ребенок-сирота был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых.
И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то
нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого
можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу.
Теперь представьте себе состояние нервной системы и ценностные
ориентиры ребенка, несколько лет прожившего безо всякой защиты
взрослых. Оцените уровень его недоверия к ценностям и требованиям
взрослых после того, как сначала родители, а потом улица ломали и
эксплуатировали его самым жестоким, и, часто, унизительным образом.
Подумайте, насколько закомплексован и не уверен в себе ребенок,
росший в казенных домах - детском доме, приюте среди нескольких
десятков таких же никому не нужных детей. (Конечно, в этих
учреждениях бывают самоотверженные, любящие детей воспитатели, но
не об этом сейчас речь). Они испытывают острое эмоциональное
голодание. Этим детям никогда не будет достаточно того внимания,
которое они получают. Для работающих с таким ребенком педагогов и
очень важно, с одной стороны, все время удерживать доброжелательный
контакт, а с другой стороны, не позволять спекулировать на этой
доброжелательности. Нужно понять, что дети, пережившие годы без
любви и защиты, чтобы выжить, должны были научиться манипулировать
людьми, вызывать жалость, вымогать привилегии. Жизнь учила их не
самым лучшим способам борьбы за существование, и долг учителей -
объяснять и показывать на примерах, что с добрыми и порядочными
людьми ложь и вымогательство дают результат, обратный желаемому. И
при этом ни в коем случае не раздражаться, всегда раскрывать
ситуацию с точки зрения интересов ребенка, начинать разговор с
фразы: "Я понимаю, тебе обидно. Я, наверное, тоже обиделся бы, если
бы не знал, что…" А дальше попытаться обратиться к лучшим чувствам
ребенка, к его доброте, его сочувствию, его объективности. И
поразительно, как быстро эти чувства начинают развиваться, с какой
радостью ребенок начинает ощущать себя сильнее, счастливее,
благополучнее. Чем спокойнее и доброжелательнее будут взрослые, тем
скорее ребенок избавится от агрессии и истерии. Чем чаще он будет
слышать, какой он хороший, тем скорее окрепнут хорошие качества, а
недостатки будут приходить в рамки возрастной
нормы.
Литература
-
Психическое развитие
воспитанников детского дома (текст) / под ред. И.В.Дубровиной – М.:
педагогика, 1990. – 264 с.
-
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Психология сиротства. ( текст). Изд.3-е. – СПб.: Питер, 2007. – 416
с.: ил.
-
Социализация личности и
образования: от теории к практике. – Н.Тагил: НТФ ИРРО,2002. – 47
с.
-
В.Б. Шапарь. Новейший
психологический словарь (текст); под общей ред. В.Б.Шапаря. –
Изд.3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806
с.
-
Л.М. Шипицына. Психология
детей-сирот (текст); Изд-во СПб. Ун-та, 2005. – 628
с.
-
Д.Б. Эльконин. Детская
психология: Учебное пособие / Ред. – сост. Д.Б. Эльконин. – М.:
Издательский центр «Академия», 2004. – 384
с.